СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

 

 

Я читаю курс «Современная массовая культура» для специалистов-культурологов в двух семестрах: курс начинается во втором семестре у студентов-культурологов 3 курса и продолжается в первом семестре – на 4-м курсе.

 

 Темы:

 

«Массовое общество» и «массовая культура»

Критика массовой культуры в к. XIX- н. XX в.

Массовое общество и «культуриндустрия», 1920-1940-е гг.

Семиотический подход к изучению массовой культуры, 1950-1960-е гг.

Анализ формульных текстов: массовая литература, 1960-1980-е гг.

Постиндустриальное общества и критика культуры потребления, 1960-1990-е гг.

«Cultural Studies»: изучение репрезентаций, 1970-1990-е гг.

Массовая культура в эпоху постмодерна и информационного общества, 1980 – 2000-е

Феномен рекламы и риторика рекламного образа

Пространство потребления: семантика шопинг-центра

«Звезды» и знаменитости в системе массовой культуры

Феномен моды в современной культуре

Герои и образы массовой литературы

Производство желаний и страхов в популярном кино

Культура массовых зрелищ

Спорт как медийное шоу

Культура глобального туризма

«Классика» в популярной музыке

 

Литература на этом сайте и в Интернете: (раздел пополняется)

 

Блок 0: История массового общества и массовой культуры - теории массовой культуры – дискуссионные проблемы - методы анализа

 

Барт Р. Миф – это слово. Миф как семиологическая система. Форма и понятие. Значение. Чтение и дешифровка мифов. Миф как похищение языка // Барт Р. Мифологии. М.,1996. С.233-264. http://lib.rus.ec/b/379443/read#t63 или http://www.niv.ru/doc/poetics/bart-mythologies/index.htm

Гудков Л.Д. К проблеме негативной идентификации // Гудков Л.Д. Негативная идентичность. М., 2005.

Дубин Б.В. Особый путь и социальный порядок в современной России. 2010

Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. М., 2003. – Главы из книги. http://kleinlogo.narod.ru/

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 1998. http://www.petropal.narod.ru/txts/morph.htm

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003. http://mediavirus.narod.ru/content.html

Токвиль А. де. Демократия в Америке / Предисл. Г. Дж. Ласки. - М., 2000. Кн. 1. Ч. 2. Гл 6-7. 

Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002. Гл. 13

Хоркхаймер М., Адорно Т. Культуриндустрияросвещение как обман масс // Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.-СПб., 1997.

Baudrillard J. Simulacra and simulations // Jean Baudrillard, Selected Writings. Stanford, 1988.

Maltby R. Popular Culture in the 20th Century. Contents http://culturca.narod.ru/Contents.pdf ; Introduction. http://culturca.narod.ru/PopCulture_Intro.pdf   - Chapter 1.

Representation. Cultural Representations and Signifying Practices / Ed. by S. Hall. SAGE, 1997. Introduction. Ch. 1.

Stewart C., Lavelle M. Media and Meaning. L., 2001. Representation.

Storey J. Cultural Studies and the Study of Popular Culture. Theories and Methods. Edinburgh, 1996. http://culturca.narod.ru/CULTURAL.htm

 

 

Блок 1: Потребление – реклама – мода – звезды

 

Барт Р. Пеномоющие средства. Операция «Астра». «Глубинная» реклама // Мифологии.  М., 1996 http://lib.rus.ec/b/202531

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. http://lib.rus.ec/b/153916 или http://socioline.ru/book/zhan-bodrijyar-obschestvo-potrebleniya

Бодрийяр Ж. Реклама // Система вещей. М., 1995. Стр. 135-168. http://yanko.lib.ru/books/philosoph/baudrillard-le-systeme-des-objets.htm

Гофман А.Б. Семь социальных функций моды // Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.,1994; или  М, 2000. http://vneshnii-oblik.ru/soziologiya/gofman-moda.html

Дебор Ги. Комментарии к Обществу спектакля // Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.

http://avtonom.org/old/lib/theory/debord/comments.html?q=lib/theory/debord/comments.html

Десмонд Дж., МакДонах П. и др. Контркультура и потребительское общество // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005. http://culturca.narod.ru/Kontrkult.htm

Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996.

Кларк Д. Потребление и город, современность и постсовременность //  Логос №3-4, 2002.  http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/klark.html

Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. №22. 1996.

Эрнер Г. Жертвы моды. М., 2009.

Giroux H. Consuming Social Change: The United Colors of Benetton // Giroux H. Disturbing Pleasures. Learning Popular Culture. 1994. http://culturca.narod.ru/Benetton.pdf

Shaw J. Shopping: Social and Cultural Perspectives. Polity, 2010.Ch. 1. Pp. 1-21.

 

Блок 2:  Популярная литература – формульные тексы

 

Бочарова О. Формула женского счастья. Заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. №22. 1996. http://culturca.narod.ru/Bocharova.htm

Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. 1997. № 22. С. 303-331. http://culturca.narod.ru/Vains1.htm

Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Массовая литература как социальный феномен // Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М.: РГГУ, 1998. http://www.iek.edu.ru/publish/pusl5.htm

Дубин Б. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Новое литературное обозрение. №22. 1996.

Зоркая Н. Проблемы изучения детектива: опыт немецкого литературоведения http://culturca.narod.ru/zorkaja.htm

Жижек С. Два способа избежать реального в желании. Глава из книги “Глядя вкось” http://culturca.narod.ru/zizek.htm

Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. №22. 1996. С.33-65

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997. http://culturca.narod.ru/todorov.htm

Эко У. Роль читателя: исследования по семиотике текста. М., 2005. Гл 4. Миф о Супермене. Гл. 6. Повествовательные структуры в произведениях Иэна Флеминга http://culturca.narod.ru/Eco6.htm

 

Блок 3: Кино – телевидение

 

Зверева В. «Все как в жизни»: реальные шоу на российском экране. http://culturca.narod.ru/Vse.htm

Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005 http://culturca.narod.ru/Grin.htm

Постман Н. «А теперь,… о другом» // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004

Саффхил Л. Подростки-зрители мыльных опер // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005

Шапинская Е.Н. Теория телевидения Р. Вильямса // Шапинская Е.Н. Очерки популярной культуры. М., 2008. http://culturca.narod.ru/shap.htm

Fiske J. Television culture. Ch. 1. Fiske J. Television culture. Ch. 2. “Realism”

Stewart C., Lavelle M., Kowaltzke A. Media and Meaning. L., 2001.Ch.5.  Television: the medium // Stewart C., Lavelle M. Media and meaning. Pp. 234-241, 250-262

 

Блок 4: Практики массовой / популярной культуры

 

Барт Р. Мир, где состязаются в кетче // Мифологии. С. 59-69.

Бест С., Кельнер Д.  Рэп, черный гнев и расовые разногласия // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005. http://culturca.narod.ru/muz1.htm

Гибсон К., Паган Р. Рейв-культура в Сиднее: картографирование молодежных пространств в дискурсе средств массовой информации // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.  http://culturca.narod.ru/muz2.htm

Горохов А. Дыра, прикрытая глянцем. http://mx.esc.ru/~assur/ocr/mushole/mushole.htm

Зверева В. Специализированные тела в массовой культуре: бодибилдинг. http://culturca.narod.ru/Bodybuild0.htm

Магглтон Д. Постсубкультуралист // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005. http://culturca.narod.ru/Postsubcult.htm

Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня // Неприкосновенный запас №6/20. М., 2002. http://www.iek.edu.ru/projects/ppnsamu3.htm

Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005. http://culturca.narod.ru/Urry10.htm

«Логос» №3, 2006. – Тематический выпуск о спорте в культуре. http://magazines.russ.ru/logos/2006/3/

Goggin G. On mobile photography: camera phones, moblogging, and new visual cultures http://culturca.narod.ru/Gog.htm

 

(продолжение следует)

Используются технологии uCoz