СОВРЕМЕННАЯ МАССОВАЯ
КУЛЬТУРА
Я читаю курс «Современная массовая культура» для специалистов-культурологов в двух семестрах: курс начинается во втором семестре у студентов-культурологов 3 курса и продолжается в первом семестре – на 4-м курсе.
Темы:
«Массовое общество» и «массовая культура»
Критика массовой культуры в к. XIX- н. XX в.
Массовое общество и «культуриндустрия», 1920-1940-е гг.
Семиотический подход к изучению массовой культуры, 1950-1960-е гг.
Анализ формульных текстов: массовая литература, 1960-1980-е гг.
Постиндустриальное общества и критика культуры потребления, 1960-1990-е гг.
«Cultural Studies»: изучение репрезентаций, 1970-1990-е гг.
Массовая культура в эпоху постмодерна и информационного общества, 1980 – 2000-е
Феномен рекламы и риторика рекламного образа
Пространство потребления: семантика шопинг-центра
«Звезды» и знаменитости в системе массовой культуры
Феномен моды в современной культуре
Герои и образы массовой литературы
Производство желаний и страхов в популярном кино
Культура массовых зрелищ
Спорт как медийное шоу
Культура глобального туризма
«Классика» в популярной музыке
Литература на этом сайте и в
Интернете: (раздел
пополняется)
Блок 0: История
массового общества и массовой культуры - теории массовой культуры – дискуссионные
проблемы - методы анализа
Барт Р. Миф – это
слово. Миф как семиологическая система. Форма и понятие. Значение. Чтение и дешифровка
мифов. Миф как похищение языка // Барт Р. Мифологии. М.,1996. С.233-264. http://lib.rus.ec/b/379443/read#t63
или http://www.niv.ru/doc/poetics/bart-mythologies/index.htm
Гудков Л.Д. К проблеме негативной идентификации // Гудков Л.Д. Негативная
идентичность. М., 2005.
Дубин Б.В. Особый путь и социальный
порядок в современной России. 2010
Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. М., 2003. – Главы из книги. http://kleinlogo.narod.ru/
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М.,
1991.
Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.,
1998. http://www.petropal.narod.ru/txts/morph.htm
Рашкофф Д. Медиавирус. Как
поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003. http://mediavirus.narod.ru/content.html
Токвиль А. де. Демократия в Америке / Предисл.
Г. Дж. Ласки. - М., 2000. Кн. 1. Ч. 2. Гл 6-7.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Культуриндустрия.Просвещение как обман масс // Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.-СПб.,
1997.
Maltby R. Popular Culture in the 20th Century. Contents http://culturca.narod.ru/Contents.pdf ; Introduction. http://culturca.narod.ru/PopCulture_Intro.pdf - Chapter 1.
Representation. Cultural Representations and Signifying
Practices / Ed. by S. Hall. SAGE,
1997. Introduction.
Stewart C., Lavelle M. Media and Meaning. L., 2001. Representation.
Storey
J. Cultural Studies and the
Study of Popular Culture. Theories
and Methods.
Блок 1: Потребление – реклама – мода – звезды
Барт Р. Пеномоющие средства. Операция «Астра».
«Глубинная» реклама // Мифологии. М.,
1996 http://lib.rus.ec/b/202531
Бодрийяр Ж. Общество
потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
Бодрийяр Ж. Реклама //
Система вещей. М., 1995. Стр. 135-168. http://yanko.lib.ru/books/philosoph/baudrillard-le-systeme-des-objets.htm
Дебор Ги. Комментарии к Обществу спектакля // Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.
http://avtonom.org/old/lib/theory/debord/comments.html?q=lib/theory/debord/comments.html
Десмонд Дж., МакДонах П. и
др. Контркультура и потребительское общество // Массовая
культура: современные западные исследования. М., 2005. http://culturca.narod.ru/Kontrkult.htm
Кларк Д. Потребление и город,
современность и постсовременность // Логос №3-4,
2002. http://magazines.russ.ru/logos/2002/3/klark.html
Левинсон А. Заметки по
социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. №22. 1996.
Giroux H. Consuming Social Change: The United Colors of Benetton // Giroux
H. Disturbing Pleasures. Learning Popular Culture. 1994. http://culturca.narod.ru/Benetton.pdf
Shaw J. Shopping: Social and Cultural Perspectives. Polity, 2010. – Ch. 1. Pp. 1-21.
Блок 2: Популярная литература –
формульные тексы
Бочарова О. Формула женского счастья. Заметки
о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. №22. 1996. http://culturca.narod.ru/Bocharova.htm
Вайнштейн О. Розовый роман как машина
желаний // Новое литературное обозрение. 1997. № 22. С. 303-331. http://culturca.narod.ru/Vains1.htm
Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Массовая литература как социальный феномен // Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в
социологию литературы. М.: РГГУ, 1998.
Жижек С.
Два способа
избежать реального в желании
Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное
обозрение. №22. 1996. С.33-65
Тодоров Ц. Введение в
фантастическую литературу. М., 1997. http://culturca.narod.ru/todorov.htm
Эко У.
Роль читателя: исследования по семиотике текста. М., 2005.
Зверева В. «Все как в жизни»: реальные шоу
на российском экране. http://culturca.narod.ru/Vse.htm
Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля //
Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005 http://culturca.narod.ru/Grin.htm
Постман
Н. «А
теперь,… о другом» // Назаров
М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004
Шапинская
Е.Н. Теория
телевидения Р. Вильямса // Шапинская Е.Н. Очерки популярной культуры
Fiske J. Television culture.
Stewart C., Lavelle M., Kowaltzke A. Media and Meaning. L., 2001.Ch.5. Television: the medium // Stewart C., Lavelle
M. Media and meaning. Pp. 234-241, 250-262
Блок 4: Практики массовой / популярной
культуры
Барт Р. Мир, где состязаются в кетче // Мифологии. С.
59-69.
Гибсон К., Паган Р. Рейв-культура в Сиднее: картографирование
Горохов А. Дыра, прикрытая глянцем. http://mx.esc.ru/~assur/ocr/mushole/mushole.htm
Зверева В. Специализированные тела в массовой культуре:
бодибилдинг. http://culturca.narod.ru/Bodybuild0.htm
Магглтон Д. Постсубкультуралист // Массовая культура: современные западные исследования.
М., 2005. http://culturca.narod.ru/Postsubcult.htm
Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня // Неприкосновенный
запас №6/20. М., 2002. http://www.iek.edu.ru/projects/ppnsamu3.htm
Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005. http://culturca.narod.ru/Urry10.htm
«Логос» №3,
2006. – Тематический выпуск о спорте в культуре. http://magazines.russ.ru/logos/2006/3/
Goggin G. On mobile photography: camera phones, moblogging,
and new visual cultures http://culturca.narod.ru/Gog.htm
(продолжение следует)