Специализированные тела в массовой культуре: бодибилдинг.

(Опубликовано в журнале "Синий диван" №2)

В.Зверева

Приручение состояло в том, что собаки разводили людей ради их умения бросать палки и другие предметы: приносить их стало видом спорта... Особенно высоко ценилась порода людей с невероятно тонкими и длинными руками; однако часть собак предпочитала более коренастую породу, у которых руки были короткие, но крайне мускулистые. Время от времени благодаря рахиту выводились любопытные особи с настолько гибкими руками, что они казались почти лишенными костей. Разведение этой разновидности, любопытной как с научной, так и с эстетической точек зрения, обычно осуждалось как признак упадочнических склонностей хозяина и порча животных. Со временем собачья цивилизация, конечно, создала машины, способные бросать палки дальше, быстрее и чаще, чем люди. После чего, если не считать самых отсталых собачьих общин, человек исчез с лица Земли.

У.Тэнн. Нулевой потенциал. (1)

Если бы кто-то взялся реконструировать антропологический облик Человека на основе развлекательных телепередач, то буквальное исполнение такой задачи могло бы дать неожиданные результаты. Изучая спортивные программы, исследователь обнаружил бы целый ряд новых разновидностей homo sapiens’а; причем эта множественность не сводима к привычным разделениям человеческого рода по полу, возрасту, или этносу. Непомерно длинные и тонкие конечности девочек-гимнасток, мощные шеи и плечи штангистов, толкательниц молота, огромные объемы борцов сумо, удивительный рост баскетболистов и миниатюрность жокеев – все эти свидетельства преобразований природного тела следует учесть, описывая человека, модифицирующего себя и себе подобных ради развлечения. Почетное место в такой коллекции было бы уготовано «биороботам»-трансформерам – спортсменам, занимающимся профессиональным бодибилдингом.

Кажется, что сегодня в разных видах шоу и спорта главным образом востребованы специально «сделанные тела», максимально приспособленные к особым функциям и эстетическим запросам аудитории. Такая углубляющаяся специализация может быть рассмотрена как следствие современной информационной, высокотехнологической культуры зрелищ, или спектакля.

В свое время Ги Дебор, анализируя феномен «общества спектакля», отмечал одну из характерных черт этого состояния – унификацию и одновременное разделение зрелища. (2) Спектакль как форма и как «машина» общества и культуры, производит все более тотальное и, одновременно, дифференцированное развлечение. Зрелище, которое потребляет современный человек, гигантский совокупный продукт коммерческой культуры нуждается в максимальном дроблении, новизне, адресности обращения к каждому. Думается, что одна из причин углубляющейся специализации тел – необходимость производить все больше разного шоу. Тела в продуктах массовой культуры, подчиняясь требованию диверсификации, с самого начала должны быть адаптированы к зрелищу.

В нашем рассуждении мы вторгаемся на территорию спорта, в зону смыслов, значимых для западной культуры. Спорт производит множество социальных практик, технологий, а также – многообразие тел. Это сложный дискурсивный конструкт, «объект сделанный, а не нейтральный, существующий изначально», каким его часто представляют средства медиа. (3) В настоящее время спорт соединяет в себе черты культурного консерватизма и инноваций; его можно рассматривать как одно из хранилищ устойчивых смыслов культуры, и как полигон для апробирования нововведений.

Спорт - своеобразный заповедник больших идеологических мифов; он служит метафорой для обозначения современного общества в целом. Возможно поэтому его Чистота - как моральная, так и физическая (или точнее, химическая) - особо важна для культуры. Неслучайно те, кто причастен к производству и к потреблению спортивного шоу и дискурса о спорте, стремятся отстоять эту "чистоту" всеми силами. Значения, которые устанавливает спорт, прочитываются как культурные мега-слоганы: «быстрее-выше-сильнее», «честная игра», «в здоровом теле здоровый дух», и т.п. В риторике спорта проговариваются консервативные ценностные клише. Например, в ней конституируются два (и только) пола с четкими границами; артикулируются ценности телесного и, как следствие, духовного здоровья, гармонии и красоты, воли («к победе»), мужества, благородства, равноправия наций и т.п. Хотя эти смыслы постоянно проблематизируются, сама постановка вопросов, сопровождаемая громкими скандалами и угрозами «стабильности международного положения», указывает на предполагаемую незыблемость порядка вещей.

Все эти факторы определяют тот контекст, в котором мы будем рассматривать профессиональный бодибилдинг.

Бодибилдинг дает яркий пример телесной специализации, подчиненной целям определенного спортивного шоу. Попытаемся более подробно остановиться на двух взаимосвязанных вопросах: каким образом в бодибилдинге представлено человеческое тело и какую риторику использует этот вид спектакля. Сосредоточим внимание на телевизионных программах, транслирующих чемпионаты бодибилдинга, привлекая в качестве дополнительных источников фрагменты журнальных и Интернет-публикаций, посвященных этому виду спорта. (Мы будем именовать бодибилдинг спортом, следуя самоназванию и устойчивой традиции такого словоупотребления. Формально он соответствует «спорту» и в принципах состязательности, и в ритуалах, и в структуре соревнований и в самой индустрии бодибилдинга. Однако, такое обозначение весьма условно; скорее, он относится к быстро развивающейся сфере «спортивного шоу»). (4)

Следуя официальной истории бодибилдинга, первые состязания - сравнения тел атлетов - стали проводиться на рубеже XIX -XX в. в Америке. Эпоху современного бодибилдинга отсчитывают с 1939 г., когда Американский Атлетический Союз (American Athletic Union) принял правила проведения чемпионатов - на уровне регионов и всего государства (титул Мистер Америка). Сегодня главное ежегодное соревнование для «элиты мирового бодибилдинга» - мужской и женский турниры «Олимпия». Кроме того, внутри разных стран существуют собственные конкурсы, журналы, развлекательно-оздоровительная и спортивная индустрия, объединения профессионалов и любителей.

Правила этого вида спорта достаточно просты. Атлеты, готовясь к соревнованиям, наращивают - «строят» - свое тело. Соревнование заключается в его показе и в конкурсном сравнении с сопрениками. (5) Бодибилдинг организован вокруг "построения" тела; в связи с этим возникает вопрос, какой смысл вкладывается в решение этой задачи? что именно здесь принято считать телом?

На первый взгляд это вопрос некорректный. Тело равно самому себе. Но в разных дискурсах культуры на него, по умолчанию, предлагаются различные ответы. Так, для врача, в зависимости от его специализации, оно может рассматриваться как организм, или система внутренних органов, с их микро-структурой; как карта, представляющая в мелком масштабе сердце или сосуды, или кости, или формулу крови. В текстах массовой культуры, таких как рекламные сообщения, система органов превращается в схему, а идея карты визуализируется (так, для рекламы болеутоляющих лекарств чертится итинерарий тела с городами - очагами боли; а средства для улучшения пищеварения показывают зрителю тело человека как почти случайное дополнение к желудку и кишечнику). Для массового дискурса красоты оно часто редуцируется к лицу и поверхности, коже, а также к «фигуре», т.е. к нормативно заданным пропорциям (например, к прославленным «90-60-90»). Реклама косметики соотносит тело (и качества молодости, здоровья, социального успеха) с поверхностью. Кожа и волосы обнаруживают неглубокую структуру, которая подлежит «восстановлению», или «улучшению» - починке - предлагаемыми средствами. Этот перечень можно продолжать.

Разные виды спорта диктуют свои правила. Для борьбы сумо тело спортсмена конструируется в первую очередь как слой подкожного жира. У гимнастки тело выстраивается иначе, чем у боксера. Можно сказать, что оно по-другому сфокусировано: на уровнях анатомии, физических качеств и дискурса о нем.

В бодибилдинге тело сведено к слою мышц. Они и подразумеваются под «сделанным телом», которое, как главная ценность, вынесено в название этого вида спорта. Как его следует оценивать? Бодибилдинг не интересуется костями, органами, кожей, или чертами лица спортсмена. Человек приравнивается к состоянию «мышечной массы», которое определяет его успешность в данном спорте. «Мышечная масса» должна иметь «объемы», т.е. быть как можно большей; держать «форму» в соответствии с некими условными пропорциями; обладать «рельефом» или «качеством» (т.е. каждая группа мышц должна выпукло выделяться на фоне других, не менее развитых).

Все тело бодибилдера мыслится как поделенное на мелкие сегменты, маркированные названиями. Дискурс бодибилдинга, представленный в речи комментатора шоу и в текстах публикаций, насыщен специальными понятиями, «именами» частей тела, отдельных мышц. Плотность языка, оперирующего «широчайшими» и «дельтоидами», сообщает зрителю или читателю дополнительные смыслы. Они связаны с точностью знания, к которому отсылает риторика бодибилдинга, и с особой подлинностью происходящего на сцене. «Медицинский», «научный» язык, с помощью которого определяется тело спортсмена, гарантирует правдивость происходящего, наделяет его качествами серьезности и объективности, которые подтверждается реализмом визуальной репрезентации. Тело и каждый его фрагмент не лгут; они свидетельствуют о стоящих за ними индивидуальных усилиях, труде, благодаря которому они приобрели свою форму.

Оценивая того или иного атлета, эксперты, комментаторы и зрители шоу соотносят облик целостного тела и отдельной группы мышц с их воображаемым идеальным состоянием. При этом, каждому мускулу присуща определенная самостоятельность; между ними идет неслышная внутренняя конкуренция - развитость одного в ущерб другого, или в ущерб общей пропорциональности фигуры. Каждая группа мышц обсуждается автономно. Например, в речи комментатора часто звучат такие высказывания: «Посмотрим на его мышечные пласты... Так, теперь на широчайшую... Какой трицепс!.. Но качество спины низкое...».

Таким образом, у спортсменов, мужчин и женщин, оценивается развитость «мышечной массы», ее «качество» и общий облик тела - его пропорции и симметричность. Тело, более соответствующее воображаемому канону, описывается как «красивое». Внутри экспертов бодибилдинга нет единодушия о том, как именно должен выглядеть идеал. На протяжении лет спортсменов призывают стремиться к «гармоничности» тела (соразмерности, следованию нормами классической эстетики). Но эти предписания соблюдаются редко и спортсменами, и судьями.

Рассмотрим, как тела бодибилдеров представлены во время состязаний. Первые просмотры удивляют своей статичностью. Атлеты выстраиваются рядами, парами, или выходят на помост по одному. Они замирают в предписанных положениях, напрягая по очередности те или иные мышцы. «Произвольная программа» включает позирование и медленное движение спортсмена под музыку. Смысл происходящего на сцене - соперничество тел, телесной массы; демонстрация ракурсов, выгодно подчеркивающих достоинства мышц голени, живота, предплечья, сравнение «рельефов» и форм. При этом, тело бодибилдера подчиняется целому ряду конвенций.

Телу спортсмена не нужно ничего уметь (поднимать тяжести, владеть приемами борьбы, бегать или плавать). Создается впечатление избыточности и предельной нефункциональности такого богатырского состояния. Тело едва перемещается по подиуму, готовясь к определенной позе и застывая в ней. Кажется, что вся его сила уходит на то, чтобы принять то или иное положение. Нередко атлеты разворачиваются с трудом, теряя равновесие из-за большого напряжения мышц. Все происходящее на сцене выдает предельную натугу спортсмена; за время позирования они сбрасывают килограммы веса. Несмотря на это, прилагаемые усилия должны маскироваться внешней непринужденностью. Позируя, спортсмен улыбается. Часто замечание комментатора: «посмотрите на его открытую улыбку», - относится к человеку с перекошенным от напряжения лицом и стиснутыми зубами.

Тело бодибилдера покрыто маслянистым слоем, придающим ему неестественный блеск и темноту загара. Нередко этот состав не наносится на лицо, отчего тело выглядит как своего рода костюм с гипертрофированными «рукавами» или «галифе», несовпадающий по цвету и пропорциям с головой. Семантика этого покрытия может прочитываться так: тело бодибилдера не обнажено, а облачено в глянцевую упаковку. Оно герметично защищено, и его блеск обозначает культурную красоту. Загар (в данном случае - искусственный) указывает на его открытость природным силам - солнцу и воздуху, на здоровье организма.

Бодибилдинг представляет собой «нарциссический» вид спорта. Зрелище есть итог долгой подготовки, кульминация тяжелой работы над своим телом. Позирование предполагает самолюбование спортсменов и рассматривание их «совершенных» тел в мельчайших деталях. По логике шоу это приносит эстетическое наслаждение аудитории. Таким образом, соревнования в бодибилдинге имеют не только атлетическую, но и эстетическую природу.

Лейтмотив бодибилдинга – сознательное построение себя, победа над биологической природой усилием духа. То, что дано человеку от рождения мыслится как «сырое» состояние, которое необходимо культурно трансформировать. Для этого надлежит освоить сложные технологии производства тела. В этом желании бодибилдеры не одиноки. Подтверждением этому может служить массовое распространение практик телесной модификации - пластической хирургии, нанесения татуировок, пирсинга, шрамирования, и даже коррекции веса. В современной обыденной культуре тело все чаще рассматривается не как навсегда данное, то, к которому человек «предопределен», - хотя эти взгляды и не связаны со спортом и спортивной мифологией. Труд атлета сводится к улучшению внешнего облика тела, того, как оно выглядит. Большие мышцы нужны исключительно ради обладания ими, ради возможности их показать. Спортсмен уподобляется огромному макету машины, который не может функционировать, но ценен в собранном и статичном состоянии, для демонстрации потенциальных возможностей механизма. Тело бодибилдера, таким образом, призвано свидетельствовать о «широких возможностях» человека в создании своего облика и обретении свободы от исходного (природного) состояния.

В отличие от многих видов спорта бодибилдинг диктует жесткую моду на определенный тип «красоты»; с этим связана характерная черта данного развлечения -постоянство изменений тела спортсмена. Тело бодибилдера все время подвергается трансформациям; его надо всякий раз «пересобирать» заново. «Текучее» тело в процессе подготовки мыслится как незавершенное. Свой полный и законченный вид оно обретает только в момент фиксации, позирования в шоу.

Бодибилдинг не скрывает, что тела, которые видит зритель на соревновании, не существуют в "закадровом времени". Суть спортивной подготовки заключается в том, чтобы визуально подготовить свое тело к показу, причем не к выходу на помост, а к моменту позирования, когда каждая мышца будет «переживать» свой «момент истины». После шоу бодибилдер стремительно теряет килограммы, и его мускулы меняют форму. Так реализуется подвижность тела: оно может быть разным в разное время, как резиновый шар, который наполняется воздухом, или его выпускает.

Немаловажный вопрос - какое тело иметь? - звучит абсурдно лишь со стороны. Победить - значит угадать разделяемый коллективный образ красивого тела. (6) Часто этот образ не проговаривается экспертами заранее. Идеальном в том или ином сезоне может считаться более «хрупкий» облик, приближенный к канонам условной классической эстетики, или вид тела, отличающегося гипертрофированно-развитыми группами отдельных мышц. Спортсмены проигрывают, неправильно определив тенденции моды - какое тело будут «носить» к моменту очередных соревнований. Целенаправленная подготовка тела требует долгого времени; отсюда возникают прогнозы на будущее, попытки предсказаний того направления, в котором будет дрейфовать коллективный вкус.

Какими способами достигаются такие результаты? Для создания идеального тела в профессиональном бодибилдинге используются максимально-искусственные средства. Простыми физическими упражнениями его получить невозможно. Сложная эвристическая задача - сродни тому, как сконструировать своими руками биоробота, - формулируется более причудливо, поскольку объектом эксперимента является тело самого конструктора.

В каждодневной борьбе за внешний вид есть общие рекомендации, но нет универсальных рецептов. Атлету следует набрать наибольшую массу тела, в сочетании с жестокими нагрузками на каждую группу мышц, которые обеспечивает специальное оборудование. Неделю за неделей, месяц за месяцем бодибилдер «наедает» калории - от 4500- до 7500 в день, для чего разрабатываются специальные протеиновые диеты. Однако, даже самые сложные режимы питания не всегда позволяют достигнуть «выдающихся» - как в прямом, так и в переносном смысле - результатов. Более легкий путь связан с приемом стероидов. Принимая пищевые и лекарственные добавки, бодибилдер часто переходит на полузапрещенные и запрещенные препараты. (7) Прибегая к помощи того, что исследователи называют «фармацевтической манипуляцией», спортсмен не может гарантировать победу или хотя бы предсказать результат трансформации своего тела. Точные эффекты воздействия препаратов не рассчитаны, и каждая новая комбинация веществ и доз приводит к новым эффектам. (8) С того момента, когда человек заканчивает принимать добавки, масса мышц снижается. Для того, чтобы скрыть наличие в организме запрещенных веществ, атлет за несколько дней до соревнований может начать принимать средства, маскирующие употребление стероидов и гормонов.

«Спорт» традиционно соединен с понятием «физической культуры». В настоящее время стала очевидной связь спорта с «химической культурой», что может иметь свои последствия для спортивной мифологии. В классическом образе спортивного поведения достаточно просто проводится разграничительная линия между «честным» и «нечестным», понятым как противостояние «естественного» и «искусственного». Физическое развитие спортсмена «естественно»; оно идет от сочетания его природных данных и воли (силы духа, мастерства, тактического и стратегического ума и т.п.). Честное состязание предполагает соперничество этих качеств. Нечестное начинается тогда, когда спортсмен добивается результата неестественным путем, - стимулируя свое тело допингом, использование которого, в конечном счете, приносит победу. Таким образом, в дискурсе спорта поддерживается иллюзия «чистого» тела. Но если рассматривать тело спортсмена не только как сочетание мышц, связок и сухожилий, не как механический объект, а в качестве сложного химического организма, ясность этого разделения пропадает. Достаточно трудно разграничить «естественную» и «искусственную» химию организма; решить, где переизбыток гормона натурален, а где «фальшив»; определить, усвоено ли определенное вещество с пищей (- допустимо), или с таблеткой (- предосудительно), и т.п.

В официальном дискурсе современного профессионального спорта то громче, то тише звучит высказывание о том, что во многих его видах соперничество ведется на уровне разработки новых формул, углубления внутрь микро-структур, что состязаются не только отдельные спортсмены, но фармакологические отрасли тех или иных стран. Списки запрещенных препаратов растут, тесты на их выявление становятся более сложными, и усложняются способы маскировки следов их применения (что, впрочем, не является тайной). В связи с частичной открытостью такой информации тела атлетов в воображении массового потребителя спортивного шоу стали сосредоточением подозрения: «чистое тело» изначально заподозрено в искусственном (махинаторском) вмешательстве «химии».

При этом спорт сохраняет старую риторику о естественности «человека-машины» против искусственности «человека-раствора». (9) Кажется, что спорт предоставляет пространство, в котором культура проговаривает будущие варианты нового тела, и одновременно выражает тревогу по поводу технологий «телотворения».

Дискурс бодибилдинга не составляет исключения. Все высказывания, предвосхищающие и сопровождающие шоу, адресованы «телу-механизму»; о его химической природе говорить не принято. Таким образом, слова, которые окружают тело бодибилдера, парадоксально не согласуются с его сущностью. Как уже говорилось выше, в риторике спектакля должна звучать апелляция ко всеобщему, универсальному. Спектакль пытается монополизировать устойчивые ценности культуры: отсюда следует неизбежный консерватизм его «речи». За странными телами бодибилдеров закреплены маркеры из обыденного языка. Коллективная конвенция выражается в том, что качество этих тел представлено не как «иное» по отношению к нормальному, а как высшая точка, которую оно может (и должно) достигнуть. Поэтому для описания тел атлетов используются привычные высокие слова в превосходной степени.

Понятие «естественности» объемлет все риторические изыски бодибилдинга. Одна из характерных черт массовой культуры - умение представлять существующее как единственно-возможное, само собой разумеющееся, подлинное. В современной технически-ориентированной культуре одной из наиболее ценных категорий считается «естественность» - порожденность или соответствие Матери-Природе. И хотя всякий раз «естественность» конструируется в зависимости от контекста и цели говорящего, понятие не утрачивает актуальности в продолжающемся споре за право интерпретировать культурные нормы.

Приверженность бодибилдинга «естественности» предполагает, что одним из ключевых слов в его дискурсе является «здоровье». Бодибилдинг претендует не просто на «здоровый образ жизни»; он заявляет о себе как о его зримом воплощении. В мифологии этого вида спорта обладание «рельефом мышц» указывает на максимальное раскрытие человеком своих внутренних ресурсов, а значит, на (сверх)естественность. Быть большим (и сильным - что, впрочем, не обсуждается, поскольку сила дедуцируется из горы мускулов) - трактуется как «быть очень здоровым». Здоровье, таким образом, мыслится как некий количественный показатель. То же относится и к другим положительным качествам, коннотативно связанным с крупным телом.

Создается впечатление, что бодибилдинг стесняется своей химической основы, и поэтому утрированно представляет все, что может ею не казаться. Как уже отмечалось, бодибилдинг декларирует свободу человека в преодолении недостатков своей комплекции и фигуры. Удивительным образом это соединяется с акцентом на «природности» свойств тела атлета. В речи комментаторов шоу часто звучит мотив «природной силы», или «генетической одаренности» спортсменов. По словам отечественного комментатора шоу, глядя на российских бодибилдеров «можно быть спокойным за генофонд России».

Риторике бодибилдинга свойственен консерватизм, ориентация на устойчивые «исконные» образцы. Вид спорта, меняющий стандарты тела, репрезентирует себя как нечто привычное, традиционное, как объединение подлинных хранителей культуры. На этот образ работает и респектабельность элитных чемпионатов профессионалов. Во время шоу «Олимпия» в зале можно увидеть и смокинги, и вечерние платья; гостям предписано проявлять ограниченные страсти. Сам же бодибилдинг предъявляет публике патриархальные истории жизни атлетов. Среди сюжетов, которые пересказывают комментаторы, часто встречаются повествования о любви-и-верности бодибилдеров, о вознагражденных терпении, трудолюбии и добродетельности спортсменов.

Представляя тела атлетов бодибилдинг присваивает понятие «красоты». То, что показано в шоу, и есть «прекрасное». Любопытно, что в языке комментаторов-мужчин, обсуждающих спортсменок, сохраняются интонации обыденного разговора: «- Посмотри, какой у нее трехглавый разгибатель! - А какая дельта!..»

Если «здоровье» и «натуральность» атлета - один из парадоксов этого вида спорта, то не менее очевидный связан с гендерными стереотипами в бодибилдинге. Мужчина-бодибилдер соответствует гипертрофированному стандарту мужественности, и выбирает свою сценическую роль из небольшого ассортимента сложившихся образов - Супермена, Человека-Машины, Большого и Доброго Героя, или Брутального Чудовища.

Более сложная ситуация у женщин, занимающихся профессиональным бодибилдингом. Гендерные клише для спортсменок не столь очевидны. Выступления мужественных атлетов сменяются соревнованиями женственных? не-женственных? мужественных? эмансипированных? женщин. Их обязательный эстетический «набор» достаточно странен. Известны случаи, когда спортсменки, не использующие силиконовые имплантанты, осуждались экспертами за неестественный вид, поскольку их грудь (атрибут идеального женского тела) терялась на фоне рельефных мышц. Очевидные имплантанты помогают создать нужный образ природного совершенства.

Хотя в бодибилдинге культурные значения женственности или мужественности понимаются достаточно традиционно, но и здесь находится место для двусмысленности. Женские образы подвижны. С одной стороны, идущий бок-о-бок с бодибилдингом фитнесс предлагает женщине тривиальную роль модели в порнографической индустрии. С другой стороны, бодибилдинг тяготеет к патетике. Женщина бодибилдер часто предстает в качестве верного боевого Товарища мужчины. Она - женщина своей замкнутой группы, и заслуживает похвал уже потому, что ответила на призыв современной культуры, преодолевая изначальную «пассивность» женского тела. По отношению к остальным женщинам комментаторы шоу нередко не скрывают легкого презрения: не каждая из них способна стать Человеком ценой тяжелого труда над своим телом (и, подразумевается, духом). При определенном ракурсе в этом виде спорта происходит снятие женской (и, в меньшей мере, мужеской) роли в пользу Супер-человека. В таком случае, «быть женщиной» - сродни «быть мужчиной-в-легком-весе»; природная нехватка веса и роста понимается как недостаток, но вполне простительный.

Подведем некоторые итоги. Бодибилдинг обнаруживает культурную условность Спорта и многозначность его Больших Мифов. Странные искусственные тела химических сверх-людей указывают на существенные перемены, которые происходят в восприятии «человеческого» в дискурсах массовой культуры. При этом ее общий консерватизм парадоксальным образом заставляет бодибилдинг говорить на традиционном языке «универсальных ценностей».

Дальнейшая специализация тел, адресно приспособленных к тому или иному виду развлечения или спорта, а также углубление /легализация концепции «химического человека» ведут к упрочению позиций спектакля, и могут вызвать к жизни новые модификации мифологий современной культуры.

 

(1) Тэнн У. Нулевой потенциал // Антология фантастических рассказов английских и американских писателей. М., 1967. С.170.

(2) Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.

(3) Cole Ch.l L. Resisting the Canon: Feminist Cultural Studies, Sport and Technologies of the Body. 1994.

(4) Современные западные исследования, посвященные бодибилдингу, можно подразделить на несколько направлений. Существует корпус текстов, написанных на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в которых подробно изучается медицинский вред или польза техник «построения тела». Этот вид спорта попадает также в сферу внимания исследователей, работающих в традиции «Cultural studies». Их внимание привлекает критика идеологических, риторических, гендерных аспектов бодибилдинга. См., например: Collins R., Scott-Dixon K. «Natural Bodybuilding» - Modern Oxymoron? // www.elitefitness.com/articledata/natural.html; Thompson K.J. Body Image, Bodybuilding, and Cultural Ideals of Muscularity. http://www.thinkmuscle.com/articles/thompson/body-image-and-bodybuilding.htm; Idem. Body Image, Eating Disorders and Obesity. Washington, 1994; Heywood L. Bodymakers: a Cultural Anatomy of Women’s Body Building. N.J., 1998.

(5) Наряду с бодибилдингом существуют близкие виды спортивного шоу, включающие элементы акробатики, силовых упражнений, такие как фитнесс и пауэрлифтинг, заслуживающие отдельного рассмотрения.

(6) Описание таких практик постепенно сливается с дискурсом фантастического романа. Ср. например: «И все-таки великое дело - настоящая демократия! Сегодня ... показали разные типы женской красоты, потом провели всеобщее голосование. В заключение Верховный комиссар Евгенплана заверил, что избранные модели войдут в моду уже в следующем квартале. ...В улучшальнях (телотворительных салонах) действительно можно изменять рост, пропорции, формы тела» // Лем С. Футурологический Конгресс. М., 1999. С. 154-55.

(7) См.: Bodybuilding Case Study. http://www.exrx.net/Bodybuilding/CaseStudy.html; Anabolic/Androgenic Steroids Commonly Used by Bodybuilders. http://www.exrx.net/Bodybuilding/SteroidTable.html.

(8) Ibid.

(9) В современных продуктах массовой культуры проходит следующая тема: необходимость принять новые ценности пост-естественной культуры и нежелание расставаться с противостоянием «доброй естественности» и «злой искусственности». Примером может служить недавно вышедший на экраны фильм «Человек-паук», где действуют герои-мутанты – положительный, укушенный радиоактивным пауком – естественный человек экологически мутировавшего мира, и злодей – продукт эксперимента в области военной техники.

Используются технологии uCoz