МЕДИАКУЛЬТУРА: ТЕОРИИ, ПРАКТИКИ, ТЕХНОЛОГИИ
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка
2. Программа курса
3.
Задания к курсу сентябрь-декабрь
4. Список литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Медиакультура:
теории, практики, технологии» рассчитан на 34 часа и завершается экзаменом.
Под медиакультурой понимаются
культурные значения, способы их производства, передачи, хранения, а
также культурные тексты, формы и практики, прямо связанные с медиа,
существующие в информационном обществе. В курсе феномен медиакультуры
рассматривается в историко-культурном контексте стран Запада и России последней
трети XX – начала XXI вв.
Цель курса – показать, как общие теории постсовременности и концепции медиакультуры могут быть применены для понимания и анализа форм актуальной культуры, для рефлексии о собственном опыте, связанном с потреблением и производством медиа текстов.
Задачи курса – представить культурные феномены, процессы и практики информационного общества, познакомить студентов с методологией их изучения, с современными критическими теориями медиа, проблематизировать повседневное обращение с его «электронными посредниками» - СМИ и средствами персональной коммуникации.
В курсе лекционные занятия сочетаются с демонстрацией и обсуждением медийных текстов. Специальное внимание уделяется самостоятельной работе студентов: освоению исследовательской литературы, анализу источников – телевизионных программ, Интернет-страниц, текстов СМИ. Необходимые для прохождения курса методические материалы, а также доступные книги и статьи размещаются на сайте преподавателя (www.culturca.narod.ru). Студентам рекомендуется использовать ресурсы этого сайта в процессе обучения.
2.
ПРОГРАММА КУРСА
Темы занятий
Тема 1. Феномен медиакультуры
Медиакультура: определение понятия. Историчность медиа. Включенность в культурные контексты. Изменяющийся статус медиа в условиях информационного общества. Влияние медиа на культурные тексты и практики.
Литература:
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004 или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999
Конец СМИ? //
Отечественные записки. №4. М., 2003
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004
Тема 2. Медиа в обществе
Как исследуют медиакультуру?
Изучение институтов
медиа. Представления о функциях медиа в обществе. Структурно-функционалистский
подход. Медиа в системе социума: Де Флюэр. Социология
медиа Н. Лумана.
Критическая теория: интерпретация массовой коммуникации представителями Франкфуртской школы. Медиа и сфера публичного: Ю. Хабермас.
Литература:
Луман Н. Реальность масс-медиа.
М., 2005
Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997
Куренной В. Медиа: средства в поисках целей // Конец СМИ? Отечественные
записки. №4. М., 2003
Медиа. Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М., 2005. Гл. 14-21.
Тема 3-4. Изучение эффектов средств коммуникации (лекция и семинар)
Исследования культурных особенностей и возможностей средств коммуникации. В. Беньямин. М. Маклюэн: воздействие средств коммуникации на сообщения. Революционность медиа. Специфика «электрических» средств коммуникации. Концепт «глобальной деревни».
Характер медиа в условиях постиндустриального/информационного общества. Э. Тоффлер: «клип-культура». М. Кастельс: сетевое общество. Н. Постман: экспансия развлекательности в медиа. - Обсуждение исследовательских текстов.
Литература:
Белл Д. Постиндустриальное общество. М.,
2003
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000.
Маклюэн М. Понимание медиа:
внешние расширения человека. М., 2003.
Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.
Postman N. Amusing Ourselves to Death. Penguin Books, 1986.
Тема 5. Критика медиа текстов
Структуралистский и семиотический анализ посланий медиа. Р.Барт, У.Эко, Дж. Кавелти. Cultural Studies.
Принципы построения медиа текстов. Способы исследования медийных сообщений. Анализ медийных кодов.
Литература:
Fiske J. Television Culture.
L.,1987. Ch. 1.
Барт Р. Мифологии. М.,1996
Кавелти
Дж.Г. Изучение литературных формул // Новое
литературное обозрение. №22. 1996. С.33-65
Эко У. Роль читателя. М., 2005
Storey J. Cultural Studies and the Study of Popular
Culture. Theories and Methods.
Тема 6. «Реальность» в современной медиакультуре (семинар)
Проблематизация «реального» в медиакультуре. Реальность и цифровое изображение. Расширение технических возможностей представления события; «цензура сверхрепрезентации».
Ж. Бодрийяр: медиа в культуре постмодерна. Симулякры; создание гиперреальности. Множественность версий реальности и диверсификация их потребления. Дж.Ваттимо. Медиавирусы. - Обсуждение исследовательских текстов.
Литература:
Baudrillard J. Simulacra and simulations // Jean Baudrillard, Selected Writings. Stanford, 1988.
Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.
Ваттимо Д. Прозрачное общество. М., 2003.
Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002
Рашкофф Д. Медиавирус. М., 2003.
Тема
7. Знание в медиакультуре
Что значит «знать»? Изменение принципов построения и способов трансляции знания. «Знание» и «навыки».
Высокая и массовая культура в условиях медиа. Проблема экспертизы в медиакультуре.
Представление знания в современном музее. Виртуальный музей.
Литература:
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998
Постман
Н. «А теперь,… о другом» // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество.
М., 2004
Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003
Тема 8. Визуализация культуры
Замещение письменных кодов аудиовизуальными. Изменение облика текстов и практик их прочтения/просмотра. Повседневное производство и потребление образов.
Принципы медийного зрения. Культура фрагмента, воздействие скорости подачи материала на сообщение. Телевизионные сообщения; клип; компьютерные игры; кино.
Литература:
Прокофьев А. «Клиповое сознание» как
форма восприятия и результат воздействия современного телевидения // Наука
телевидения. Научный альманах. Вып.
Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня // Неприкосновенный запас №6/20. М., 2002
Тема 9. Социальность
и медиа: сетевое общество; границы приватной сферы
Сетевой принцип социальной организации. Надгосударственный характер сетей. Проблематика локальных самоорганизующихся структур.
Сообщества в Интернете. Горизонтальные связи, изменение иерархий, создание своих сообществ. Частное пространство в Интернете: личные страницы, форумы, Живой журнал.
Проблематика свободы и контроля в медиакультуре.
Литература:
Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004
Гарфинкель С. Все под контролем: Кто и как следит
за тобой. Екатеринбург, 2004
Кузнецов С. Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета. М., 2004
Pecora
V. The Culture of Surveillance // Qualitative Sociology
25: 3. 2002
Тема 10. Газеты.
Риторика печатных СМИ (семинар)
Специфика газеты как средства массовой коммуникации. Язык печатных СМИ. Вербальные и визуальные коды.
Структура новостей в печатной прессе. «Реализм» и проблематика достоверности.
Желтая пресса: особенности стилистики.
Литература:
Курран Дж. Газеты. Социология прессы // Медиа.
Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М., 2005. Гл. 7.
Stewart C., Lavelle M., Kowaltzke A. Media and Meaning: an Introduction. L., 2001.Ch.6.
Тема 11. Глянцевые журналы. Образы социокультурных групп (семинар)
Глянцевые журналы для женщин, мужчин, подростков. Особенности структуры, текстов и иллюстративного ряда.
Конструирование и репрезентация образов социокультурных групп в журналах. «Истории» героев глянца.
Литература:
Брейтвейт Б. Журналы: переполненные киоски //
Медиа. Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М., 2005. Гл. 8.
Stewart C., Lavelle M., Kowaltzke A. Media and Meaning: an Introduction. L., 2001.Ch.6.
Тема 12. Телевидение. Конструирование
реальности на телеэкране
Исследование телевизионной культуры: технологии, институты, сообщения, аудитории, эффекты коммуникации.
Способы изучения телевизионных сообщений. Контент-анализ. Анализ дискурса. Построение информационной программы.
Конвенции, языки, принципы построения «реальности» на телевидении. Виртуальные реконструкции. Реальность видео.
Литература:
Ellis J. Seeing Things.
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999
«Информация к развлечению». Материалы «круглого стола» «XXI век: новый
информационный порядок» // Искусство кино. №11, 2003
Тема 13. Телевидение. Сериалы и ток-шоу
Формулы и нарративная структура «мыльных опер». Типы сюжетов, персонажей, коллизий. Связь сериалов с культурным контекстом.
Удовольствие зрителей: идентификация, «предзнание», включенность в длительное повествование, и т.д. «Мелодраматическое воображение».
Ток-шоу на экране: структура программы, ее функции. Представление общества самому себе. Конструирование и репрезентация групп социума. «Таблоидное телевидение» и «трэш-ТВ» как культурные феномены.
Литература:
Fiske J. Television Culture.
L.,1987. Ch. «Realism».
Зверева
В.В. Телевизионные сериалы: Made in
Glynn K. Tabloid
culture: Trash Taste, Popular Power,
and the Transformation of American Television.
Тема 14. Радио: новости и музыка (семинар)
Радио: специфика медиума; особенности общения с аудиторией. Жанры радиопрограмм; язык коммуникации. Новостные радиопрограммы. Музыкальные FM форматы.
Литература:
Крайселл Э. Радио: общественная служба, предпринимательство и парадокс выбора // Медиа. Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М., 2005. Гл. 9.
Крылова А.В. Рекламная аудиокоммуникация в современной культуре. Ростов-на-Дону, 2004.
Stewart C., Lavelle M., Kowaltzke A. Media and Meaning: an Introduction. L., 2001.Ch.5.
Тема 15. Кино в современной культуре
Кино как средство коммуникации. Языки современного кино.
Способы анализа кинофильма. Жанры, нарративная структура. Дидактика массового фильма.
Литература:
Джекел А. Кино в Европе // Медиа. Введение: Учебник
для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М., 2005. Гл. 11.
Stewart C., Lavelle M., Kowaltzke A. Media and Meaning: an Introduction. L., 2001.Ch.3.
Тема 16-17. Представление исследовательских
проектов
Экзамен
Задание к занятию 25
сентября
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004 или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000.
Тема 1. Введение в социологию массовой коммуникации
Тема 2. Структурно-функциональная традиция анализа массовой коммуникации
Задание к занятию 2 октября
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003. Глава 1, Глава 5.
Задание к занятию 9
октября
Stewart C., Lavelle M. Media and
Meaning. L., 2001. Representation.
Representation: cultural representations and signifying practicies / Ed. By St. Hall, 1997. Ch.1.
Задание к занятию 16
октября
Письменная работа. «Репрезентации»: анализ текста
Задание к занятию 23
октября
Дебор Ги. Общество спектакля. Комментарии к обществу спектакля. М., 2000
Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002. Гл. 13
Задание к занятию 30 октября
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. Глава 5 «Культура реальной виртуальности».
Задание к занятию 6 ноября
Baudrillard J. Simulacra and simulations // Jean Baudrillard, Selected Writings. Stanford, 1988.
Вирилио
П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.,
2002
Задание к занятию 13 ноября
Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003
Задание к занятию 4 декабря
Постман
Н. «А теперь,… о другом» // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004
Television: the medium // Stewart C., Lavelle M. Media and
meaning. Pp. 234-241, 250-262
Fiske J. Television culture.
Задание к занятию 11 декабря
Fiske J. Television culture. Ch. 2. “Realism”
Информация к развлечению. Круглый стол «Интерньюс» // Искусство кино №11. 2003
Задание к занятию 18 декабря
Stewart C., Lavelle M., Kowaltzke A. Media and Meaning. L., 2001.Ch.5.
Учебные пособия:
Медиа. Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. Пер. с англ. - 2-е изд. - М., 2005
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004 или Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004
Черных А. Мир современных медиа. М., 2007
Fiske J. Television Culture. L.,1987
Fiske J., Hartley J. Reading Television. L., 1978
Stewart C., Lavelle M., Kowaltzke A. Media and Meaning: an Introduction.
L., 2001
New Media: A Critical
Introduction / Eds. Lister M., Dovey J. et al. L., 2003
Основная литература:
Барт Р. Мифологии. М.,1996
Барт Р. Эффект реальности // Ролан Барт. Избранные работы. Семиотка.
Поэтика. М., 1994
Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002
Белл Д. Постиндустриальное общество. М.,
2003
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996
Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., 2005
Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000
Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002
Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003
Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002
Гарфинкель С. Все под контролем: Кто и как следит за тобой. Екатеринбург, 2004
Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005
Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000
Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М., 2004
Зверева В.В. Истории, рассказанные для всех (российские ток-шоу) // Искусство кино. №10. 2005.
Зверева В.В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. №4. М., 2003
Зверева
В.В. Телевизионные сериалы: Made in
«Информация к развлечению». Материалы «круглого стола» «XXI век: новый
информационный порядок» // Искусство кино. №11, 2003
Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес. СПб., 2002
Исследования телевизионной аудитории: теория и практика: Материалы семинара для социологов телекомпаний / Под общ.ред. А.В. Шарикова. М., 1997.
Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. №22. 1996. С.33-65
Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000
Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. М., 2003
Конец СМИ? //
Отечественные записки. №4. М., 2003
Кузнецов С. Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета. М., 2004
Куренной В. Медиа: средства в
поисках целей // Конец СМИ?
Отечественные записки. №4. М., 2003
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998
Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005
Луман Н. Медиа коммуникация. М., 2005
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003
Массовая культура: современные западные исследования (сб.ст.) / Ред В. Зверева. М., 2005
Наука
телевидения. Научный альманах. Вып. 1-
Объять обыкновенное: повседневность как текст по-американски и по-русски. М., 2004
Постман Н. «А теперь,… о другом» // Назаров
М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004
Прокофьев А. «Клиповое сознание» как
форма восприятия и результат воздействия современного телевидения // Наука
телевидения. Научный альманах. Вып.
Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003
Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня // Неприкосновенный запас №6/20. М., 2002
Саффхил Л. Подростки-зрители мыльных опер// Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005
Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999
Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Киев, М., 1999
Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.
Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997
Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. Ростов-на-Дону, 2006.
Эко У. Роль читателя. М., 2005
Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003
Alexander L., Cousens A. Teaching TV Soaps (BFI
Teaching Film and Media Studies). L., 2004.
Baudrillard J. Simulacra
and simulations // Jean Baudrillard, Selected Writings. Stanford, 1988.
Ellis J. Seeing Things.
Fiske J.
British Cultural Studies and Television // What is Cultural Studies? A Reader.
L., 1996
Glynn K. Tabloid
culture: Trash Taste, Popular Power,
and the Transformation of American Television.
Hall S.
Encoding / Decoding in Television Discourse // Culture, Media, Language / Ed.
S. Hall. L., Melbourne. 1980.
Hill A. Reality TV; Factual Entertainment and Television Audiences. Routledge, 2005
Storey J.
Cultural Studies and the Study of Popular Culture. Theories and Methods.
Дополнительная литература:
Антология исследований культуры. Т.1. Спб., 1997
Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000
Бочарова О.Формула женского счастья. Заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. №22.
1996.
Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2002
Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса. М., 2003
Женщина и визуальные знаки. М., 2000
Гудков Л.Д. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов. М., 2004.
Ерофеев В. «И что делать с этими людьми?» // Искусство кино. 2005. № 10
Зверева В.В. “Infotainment” на российском телевидении
// Наука о телевидении. Вып.
Зверева Г.И. «Работа для мужчин»?: чеченская война в массовом кино России // Неприкосновенный запас, №6/26, 2002
Иванов Д.В. Виртуализация общества. Л., 2000
Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005
Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997
Коркюф Ф. Новые социологии. М., СПб., 2002
Крылова А.В. Рекламная аудиокоммуникация в современной культуре. Ростов-на-Дону, 2004
Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. №22. 1996
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973
Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2003
Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992
Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991
Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов / Отв. ред. Е.В. Дуков, П. Вике. СПб., 2004
Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать,
телевидение, радиовещание. М., 2004.
Хомский Н. Прибыль на людях. Неолиберализм и мировой порядок. М., 2002
Шариков А.В. Исследование аудитории электронных СМИ в России // Измерения аудитории: телевидение, радио, Интернет. М., 2001
Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные
новости России. М., 2002
Эко У. Отсутствующая структура. М., 1998
Baudrilliard
J. Simulations. N.Y.,
1983
Cawelty J.G. Adventure, Mystery and Romance.
Giddens A. Modernity and Self-identity.
Holmes S. Understanding Reality Television, Routledge, 2004
Pecora V. The Culture of Surveillance //
Qualitative Sociology 25: 3. 2002
Postman N. How to Watch TV News. Penguin Books, 1992
Postman N. The Disappearance of Childhood, Vintage, 1994
Tapscott D. Growing up Digital. The Rise of the
Net Generation. 1998
Theorising Multiculturalism. Ed. C. Willett. Oxf., 1998
Справочная литература:
Культурология XX век. Энциклопедия. Т.1-2. Спб., 1998
Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М., 2005
Цвик В.Л. Телевизионная журналистика:
История, теория, практика: Учебное пособие. М., 2004.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2003
Dictionary of Cultural and Critical
Theory/ Ed. M.Payne. Oxf.,
1996.