Назаров М.М.
Массовая коммуникация в современном
мире: методология анализа и практика исследования. М., 2000.
От автора
Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена изучению массовой коммуникации, явлению, оказывающему все большее влияние на современный мир. Готовя текст к изданию, мы ставили перед собой две взаимосвязанные задачи. С одной стороны, необходимо было познакомить читателя с результатами исследований в данной области, а также с совокупностью теоретических представлений, ориентированных на их интерпретацию. С другой стороны, сделана попытка представления конкретных методов исследования, которые могут быть адекватными для анализа разнообразных процессов в области массовой коммуникации.
Работа выполнена преимущественно в рамках социологического рассмотрения массовой коммуникации. Первичным здесь оказывается рассмотрение массовой коммуникации как социального явления, во всем многообразии его связей и отношений. Вместе с тем, в работе отражается современная тенденция к междисциплинарному анализу массово-коммуникативных процессов. Именно поэтому в отдельных разделах книги очевидно влияние подходов, сложившихся в рамках социальной психологии, культурологии, политологии, журналистики и некоторых других.
Структура работы состоит из двух частей. В первой части отражены основные предметные области изучения массовой коммуникации, сложившиеся в рамках социологии и смежных с ней научных дисциплин. Эта часть книги организована по тематическому принципу и состоит из трех разделов.
Во введении дается определение массовой коммуникации, рассматривается специфика массовой коммуникации как предмета научного анализа. В первом разделе рассматривается становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли массовой коммуникации. Во втором разделе исследуются структуры, институты и организации массовой коммуникации. В третьем разделе анализируются эффекты массовой коммуникации на уровне личности, группы, общества. В заключительном, четвертом разделе работы обсуждается опыт прикладных исследований массовой коммуникации.
Во второй части книги представлены переводы отрывков из работ известных зарубежных специалистов в области массовой коммуникации. Содержание этих текстов непосредственно соотносится с тематикой разделов первой части. Таким образом, у читателя появляется возможность получить более полное представление относительно той или иной области изучения массовой коммуникации, реально ощутить практику исследовательского анализа.
Настоящая работа выходит в свет в рамках серии «Специализированные курсы в социологическом образовании». В целом ее содержание отражает содержание спецкурса «Социология массовой коммуникации», читавшегося автором на протяжении нескольких лет в Институте социологического образования Российского центра гуманитарного образования при Министерстве образования РФ и Институте социологии РАН. Автор признателен слушателям курса, которые своими вопросами, дискуссиями, исследованиями способствовали совершенствованию содержания книги. Также автор выражает благодарность членам координационного совета программы TEMPUS/TACIS JEP 08517-94 проф. В. А. Ядову, проф. С. Кларку, к.ист.н. А.Ю. Согомонову, С. Е. Кухтерину.
Тема 1. Введение в социологию массовой коммуникации
Сегодня социальный опыт и знания людей складываются из двух основных составляющих. Первая предполагает наличие непосредственных социальных контактов, вторая формируется за счет восприятия событий и явлений, опосредованных сообщениями средств массовой коммуникации.
Становление феномена массовой коммуникации, особенно массовой печати в XIX веке, радио и телевидения в начале нынешнего столетия оказало и оказывает серьезнейшее влияние практически на все сферы жизни современного общества. Повышение роли средств массовой коммуникации в современном мире чаще всего связывают с тем, что они становятся одним из важнейших ресурсов власти. Массовая коммуникация является источником и средством распространения информации, необходимой для функционирования ключевых социальных институтов. Кроме того, массовая коммуникация представляет собой важнейший источник нормативных образцов, источник определений и средство формирования образов социальной реальности. Массовая коммуникация является также важнейшим посредником, фактором, способствующим приобретению известности, эффективной деятельности на общественном поприще.
Рассмотрим теперь подробнее содержание понятия «массовая коммуникация».
Массовая
коммуникация: определение
Коммуникация представляет собой одну из форм деятельности людей, которая знакома каждому. Коммуникацией является и непосредственная беседа, и телевизионная программа, и передача сигналов со спутника на землю, и наш внешний облик, и публицистическая статья. Перечень этих проявлений очень широк. Поэтому не случайным оказывается разнообразие определений коммуникации как объекта изучения. Приведем некоторые из них.
«Одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности, представляющая собой процесс обмена сообщениями, в которых содержатся результаты отражения людьми действительности»1; «Способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию»2; «Передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов»3; «Коммуникацией является социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью сообщений»4.
Таким образом, коммуникация невозможна без отправителя (коммуникатора, передатчика сообщений), канала передачи, собственно сообщения, приемника, отношений между передающей и принимающей сторонами. Традиционными для исследователей коммуникационных процессов являются следующие вопросы.
— Кто и кому передает информацию? (Источники и потребители).
— Почему осуществляется коммуникация? (Функции и цели).
— Как происходит коммуникация? (Каналы, язык, коды).
— В чем состоит содержание коммуникации? (Объекты сообщения).
— Каковы последствия коммуникации? (Эффекты планируемые и не планируемые).
Обратим внимание, что в ряде определений коммуникации используются термины «кодирования» и «декодирования». Под кодированием понимается перевод сообщений на язык (или в коды) необходимые для процесса передачи. Декодирование предполагает обратный перевод — восстановление смысла сообщения на стороне приема.
Социальная психология. Краткий очерк. М., 1975. С. 154.
2 Конецкая
В. П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 5.
3 Theodorson S. A., Theodorson A.
G. A Modern Dictionary of Sociology. N.Y.: Cassell, 1969.
4 Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory. In: Dance F. К Х. (ed.), Human Communication Theory. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1967. PP. 40-57.
Таблица 1.
Особенности различных видов коммуникации
Параметры коммуникации |
Межличностная
коммуникация в традиционном обществе |
Массовая коммуникация в современном
обществе |
Источник |
Семья, соседи |
Институт |
Канал |
«Лицом к лицу» |
Технологический |
Время передачи |
Непосредственное |
Непосредственное или с задержкой |
Расстояние |
Минимальное, замкнутое |
Отдаленное |
Приемник |
Семья, соседи |
Анонимная, разнородная
аудитория |
Обратная связь |
Прямая |
Не прямая или отложенная |
Характер регулирования |
Личный, индивидуально Идентифицируемый |
Бюрократический,
фрагментарный |
Говоря о коммуникации, нельзя обойти стороной вопрос «обратной связи». В целом под обратной связью понимают различные процессы, посредством которых коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством предполагаемый адресат получил сообщение.
Какое место массовая коммуникация занимает среди многообразных проявлений человеческой коммуникации? Поясним это с помощью сравнения отдельных особенностей межличностного общения в традиционном обществе и массовой коммуникации в современном обществе. Данные об этом приведены в таблице 1.
Таким образом, отличия массовой коммуникации от межличностного общения проявляются практически в связи со всеми составляющими коммуникационного процесса.
Перейдем теперь к определению массовой коммуникации. Отметим, что как и в случае с определением коммуникации как таковой здесь не существует какого-то одного законченного варианта. Будем иметь в виду, что любое определение является своеобразным идеальным типом, представляющим собой некоторое теоретическое описание процесса. Причем здесь усиливаются ключевые характеристики реальности, подлежащие анализу. Остановимся в этой связи на следующих, показательных, на наш взгляд определениях, которые достаточно часто встречаются в литературе.
«Массовая коммуникация — систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей»6; «Массовая коммуникация включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям»7; «Массовая Коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации»8.
На основе приведенных определений выделим следующие особенности массовой коммуникации.
Во-первых, «отправитель сообщений» является здесь частью организованной группы, а зачастую представителем института, который в качестве своей основной функции имеет задачи отличные от собственно коммуникации9.
Во-вторых, в качестве принимающей стороны здесь выступает индивид. Вместе с тем, этот индивид зачастую рассматривается передающей организацией как часть группы, с присущими ей общими характеристиками.
В-третьих, канал сообщения представляет собой сложные технологические системы распространения информации. Эти системы включают в себя значимую социальную компоненту, поскольку их функционирование зависит от правовых норм, привычек и ожиданий аудитории.
В-четвертых, сообщения в массовой коммуникации представляет собой результат массового производства, с зачастую повторяемой сложной структурой.
6 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 344.
7 Janowitz M. The
Study of Mass Communication. In: Internationa!
Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 3. N.Y.: Macmillan and Free Press, 1968. PP. 41-53.
8 Thompson J. B. Ideology and
Modern Culture. Oxford: Polity Press, 1990. P. 219.
Будем иметь в виду многообразие понятия социальный институт. Применительно
к задачам нашего исследования под институтом мы будем понимать совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих выполнять функции, направленные на удовлетворение потребностей социальных групп и регулирующие их поведение. Подчеркнем, что использование понятия институт применительно к массовой коммуникации позволяет сделать акцент на описании регулярных социальных практик, поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества.
Обратим внимание и на другие особенности массовой коммуникации:
— публичный характер и открытость;
— ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи;
— опосредованность контактов передающей и принимающей сторон;
— асимметричность (несбалансированность) отношений передающей и принимающей сторон;
— множество реципиентов;
— влияние институциональных предписаний на отношения передающей и принимающей сторон.
Анализ массовой коммуникации, который проводится в работе, предполагает в первую очередь социологический ракурс рассмотрения. Т. е. в фокусе нашего внимания находятся прежде всего проявления коммуникационных процессов на макро-социальном уровне. При этом большое значение придается культурному и историческому контексту последних.
Массовая
коммуникация как предмет научного анализа
Исходным пунктом рассмотрения основных направлений изучения массовой коммуникации является представление о сложной природе данного явления. Разнообразием концептуальных подходов отличается и та отрасль знаний, в непосредственной сфере внимания которой находится анализ места и роли массовой коммуникации в обществе.
В самом общем плане здесь можно выделить два основания дифференциации10. Первое связано с различиями между медиа-ориентированными и социально-ориентированными подходами. Медиа-ориентированные подходы исходят из посылки об относительной автономности массовой коммуникации в обществе. Поэтому основное внимание здесь сфокусировано на изучении массовой коммуникации как источнике социальных изменений. При этом в качестве определяющих факторов рассматривается либо технологические возможности массовой коммуникации, либо особенности ее содержания.
В рамках социально-ориентированных подходов утверждается, что особенности массово-коммуникационных процессов предопределяются процессами более общего порядка. В этой связи приоритетное внимание уделяется сферам политики и экономики. Отмечается, что теория массовой коммуникации является, по существу, приложением социальных теорий более высокого уровня.
Здесь мы опираемся на продуктивную, на наш взгляд,
идею структурирования походов к изучению массовой коммуникации, предложенную в
работе McQuall D. Mass Communication Theory:
an Introduction.
Второе основание дифференциации подходов к изучению массовой коммуникации в обществе касается соотношения роли духовных и материальных факторов. С одной стороны, широко распространены культурологические подходы, акцентирующие внимание на изучении массовой коммуникации в контексте как продуцируемых ими, так и распространенных в обществе идеях, ценностях, представлениях. С другой стороны, влиятельная традиция анализа массовой коммуникации заостряет внимание на изучении структуры отношений собственности, особенностях реализации рыночных отношений в сфере массовой коммуникации.
Обсуждаемые выше основания дифференциации можно представить в качестве двух взаимопересекающихся координатных осей. Это позволяет выделить четыре группы подходов, сложившихся в практике изучения массовой коммуникации и общества.
Схема 1. Подходы в
изучении массовой коммуникации
Медиа—ориентированные
подходы |
|||
Культорологические подходы |
1 |
2 |
Материалистические
подходы |
3 |
4 |
||
Общественно-ориентированные
подходы |
1. «Массовая коммуникация — культурологическая перспектива». В фокусе анализа находится содержание сообщений и контекст их личностного восприятия.
2. «Массовая коммуникация — материалистическая перспектива». Основное внимание сосредоточено на изучении политико-экономических и технологических составляющих массовой коммуникации.
3. «Общество — культурологическая перспектива». Акцент делается на выяснении роли социальных факторов в процессе производства и потребления материалов массовой коммуникации, а также функциональной роли последних в обществе.
4. «Общество — материалистическая перспектива». Массовая коммуникация трактуется как отражение экономических и материальных условий сложившихся в обществе.
Приведенная сетка подходов к изучению массовой коммуникации и общества является «идеальной». Подходы не являются жестко изолированными и зачастую существуют в той или иной степени пересечения.
Отметим, что особенности рассмотренных методологических подходов, обусловлены различиями в ракурсах изучения составляющих системы массовая коммуникация — общество. Следует также сказать о различиях в изучении массовой коммуникации, присущих разным научным дисциплинам. В этой связи остановимся на структурной, бихевиористской и культурологической традициях анализа.
Структурный подход в изучении массовой коммуникации имеет своим основным источником социологию. Вместе с тем, он включает исследовательские перспективы, принятые в исторической науке, праве, экономике. В рамках структурного подхода внимание сосредоточивается на функциях массовой коммуникации как системы, на ее организациях, их отношениях с другими сферами общества. Анализ содержания, например, проводится здесь в первую очередь в контексте его детерминации элементами социальной структуры и особенностями функционирования массовой коммуникации. В рамках подхода эмпирической основой анализа являются обобщенные данные репрезентативных опросов, статистические материалы.
Бихевиористские подходы имеют своим основанием как психологию, так и социологию. Основным объектом анализа здесь является индивидуальное поведение, которое рассматривается в связи с выбором, восприятием и реакцией на сообщения массовой коммуникации. При этом используются как экспериментальные методики принятые в психологии, так и многомерный анализ данных репрезентативных опросов, распространенный в социологии. В случае изучения организаций средств массовой коммуникации широко используется включенное наблюдение.
Культурологические подходы основаны на традициях анализа, принятых в философии, литературоведении, антропологии, лингвистике. Подходы применяются в связи с изучением вопросов смысла, значения и языка сообщений массовой коммуникации. В центре внимания здесь находятся не столько получение эмпирически надежных выводов и обобщений, а анализ конкретных случаев и контекстов коммуникации. Основными являются качественные, глубинные исследовательские методы.