«Новые медиа»: типология и  методы   анализа 

 

Рабочая программа дисциплины

 

Составитель:  к.и.н., доц. В.В. Зверева

Российский государственный гуманитарный университет

 

1.      Пояснительная записка

2.      Содержание дисциплины

3.      План семинарских занятий

4.      Система текущего контроля и промежуточной аттестации магистрантов

5.      Список литературы (Учебно-методическое обеспечение)

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дисциплина ««Новые медиа»: типология и методы анализа»  адресована студентам первого курса магистратуры, обучающимся по направлению №033000 Культурология, магистерская программа «Культура массовых коммуникаций», и реализуется кафедрой Истории и теории культуры Факультета истории искусства. Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (М.2.), читается во 2 семестре.

Предмет изучения курса ««Новые медиа»: типология и методы анализа»  культурные формы и процессы, чье возникновение, бытование и трансляция в информационном обществе связаны с цифровыми средствами коммуникации, - новыми медиа.

Цели дисциплины  - исследовать культуру новых медиа 1990-2000-х гг., изучить ее формы и процессы; выявить общую логику культурных текстов и практик в цифровых медиа; проанализировать социокультурную специфику российских новых медиа; представить различные подходы к исследованию культуры Интернета и цифровых средств коммуникации.

Задачи дисциплины изучить историю возникновения новых медиа и представить их типологию;

- исследовать культурные феномены, процессы и практики информационного общества, связанные с новыми медиа;

- познакомить студентов с методологией их изучения, с современными критическими теориями новых медиа;

- научить способам анализа текстов новых медиа;

- проанализировать общие и специфические культурные формы и практики Рунета;

- показать возможности для профессионала-культуролога представлять свое знание в новых медиа при помощи цифровых  медиатехнологий;

- выработать рефлексивную позицию у студентов по отношению к своему повседневному опыту, связанному с использованием Интернета и других новых медиа.

 

Содержание дисциплины ««Новые медиа»: типология и методы анализа» и ее место в профессиональной подготовке культуролога связано с содержанием дисциплин «История и методология изучения культуры», «Исследование культуры в современном мире», «Медиа культура: теории, практики, технологии», «Массовая культура: теории, типологии, методы изучения», «Культурная история медиа», «Социологический анализ медиа», «Культурная политика в медиасфере», «Социокультурные исследования Интернета», «Социокультурные исследования компьютерных и видео игр».

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

·           историю развития новых медиа в XX-н.XXI вв.;

·           типологию новых медиа, общие и специфические особенности различных средств цифровой коммуникации;

·           черты социокультурной специфики Рунета – русскоязычного сегмента Интернета, - в сопоставлении с другими Интернет культурами;

·           основные теории новых медиа, способы проблематизации и анализа их конкретных форм и практик;

Уметь:

·           представлять в освоенное знание как в форме академического исследования, так и при помощи средств новых медиа;

·           применять полученные знания для интерпретации цифровых текстов,

·           формулировать направления проектной работы в сфере новых медиа;

Владеть:

·           понятийным аппаратом дисциплины;

·           современными методами изучения культуры новых медиа;

·           навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных явлений и практик медийной культуры;

·           техниками анализа текстов новых медиа;

·           базовыми навыками культурного проектирования.

  

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет  2 зачетные единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские  занятия – 30 часов,   самостоятельная  работа студента – 42 часа. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости студентов подразумевает суммирование баллов за участие в обсуждении на семинарских занятиях (макс. 30 баллов), контрольную работу (макс. 25 баллов), и итоговое эссе (макс. 45 баллов), промежуточный контроль в форме  зачета.

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Новые медиа как технологии и культурные формы

Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Сравнительные культурные характеристики цифровых и аналоговых средств коммуникации. Типология новых медиа.

История создания и распространения сетевых технологий: Интернет и альтернативные цифровые сети.

Специфика и культурные возможности Интернет-технологий. Особенности социокультурной структуры Сети.

Массовая и персонализированная коммуникация. Культура цифровых гаджетов.

 

Тема 2. Исследования новых медиа

Подходы к изучению новых медиа в гуманитарном знании. Социальные теории новых медиа. Исследования М. Кастельса. Социокультурная динамика и новые технологии: «кибероптимисты» и «киберпессимисты».

Интерпретация новых медиа в политической науке. Проблематика исследований Интернета в социальных и гуманитарных науках: психология, культурная антропология, культурология, социология, лингвистика. Возможности Cultural studies  и критического дискурс-анализа для изучения культуры Интернета.

Культурная специфика русскоязычного сегмента Интернета: исследования Рунета.

Саморефлексия Интернет-сообщества.

 

Тема 3. Культура Web 2.0

Меняющиеся образы Интернета в 1990-е-2000-гг.: утопии, страхи, ожидания, связанные с цифровыми технологиями. Трансформация политики индустрий по отношению к программам и услугам в Интернете в начале 2000-х.

Ключевые понятия и принципы культуры Web 2.0, их реализация. Web как платформа; синдикация, «mash-up»; пользовательские сервисы и пользовательский контент; фольксономия; «long tail»; принцип «мудрости масс». «Пользователь» новых медиа как новый тип потребителя медийной информации.

 

Тема 4. Коммуникация на основе цифровых медиа

Черты коммуникации в виртуальной среде: деловое и неформальное общение; политическая коммуникация; развлечения, игра, творчество; электронная коммерция.

Особенности вербальных и визуальных текстов в Интернете. Проблема культурного перевода текста на язык цифровых медиа.

Блоги как культурная форма. Социальные, культурные и политические следствия популярности сетевых дневников.

Новые медиа и сетевой принцип социальной организации. Надгосударственный характер сетей. Проблематика локальных самоорганизующихся структур. Виртуальные сообщества как новая форма социальности: виртуальное общество? Феномен социальных сетей в культуре 2000-х.

 

Тема 5. Культурные особенности Рунета

Краткая история Рунета. 90-е: русскоязычный сегмент Интернета как «временная автономная зона». Социальные, политические, культурные задачи, возлагаемые на Рунет в постсоветской культуре.

Социокультурная специфика Рунета. Трансформации русского языка в Рунете.

Особенности социальных сетей, популярных у российских пользователей: «Одноклассники», «В контакте», «Facebook».

Феномен «Живого журнала»: русскоязычная блогосфера. Трансформация сетевых дневников в 2000-е.

 

3. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

В курсе лекционные занятия по проблемам новых медиа сочетаются с демонстрацией и обсуждением медийных текстов. Специальное внимание уделяется самостоятельной работе студентов: освоению исследовательской литературы, анализу источников – Интернет-страниц, текстов цифровых медиа. К источникам ставятся проблемные вопросы о специфике текста источника, его устройстве, семантике; о влиянии способов его трансляции на форму и содержание текста. Специальное внимание уделяется анализу языка визуальных и вербальных источников, способам их прочтения и описания.

 

Занятие 1. Исследования новых медиа в гуманитарном знании

Новые медиа в постиндустриальном информационном обществе.

История создания и распространения Интернета. Специфика и культурные возможности Интернет-технологий.

Проблематика исследований Интернета в социальном и гуманитарном знании.

 

Литература:

Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.

            Гл. 2. Культура Интернета. С. 52-82.

            Гл. 7. Мультимедиа и Интернет: гипертекст после конвергенции. С. 220-240.

Черных А. Мир современных медиа. М., 2007. Гл. 4.

Manovich L. The Language of New Media. Massachusets Institute of Technology, 2001. Ch. 1.

 

Занятие 2. Коммуникация в Интернете

Специфические черты приватного и публичного общения в новых медиа.

Социальные, политические, культурные эффекты Интернет-коммуникации.

Блоги как культурная форма; разнообразие способов использования блогов.

 

Литература:

Дэн Гилмор. Мы, медиа // Компьютера 04.06.2005

Theories/Practices of Blogging // Reconstruction Vol. 6, No. 4, 2006.  http://reconstruction.eserver.org/064/contents.shtml

 

Занятие 3. Культурные особенности Рунета

Культура Рунета. Феномен «Живого журнала»: русскоязычная блогосфера. Трансформация сетевых дневников в 2000-е.

Анализ авторских стратегий топ-блоггеров. С какими целями пользователи Рунета ведут блоги? Возможности и ограничения сообщений в электронном журнале? Есть ли культурные особенности у блогов в Рунете?

 

Литература:

Кузнецов С. Ощупывая слона. Заметки по истории русского Интернета. М., 2004.

 

Источники:

http://drugoi.livejournal.com/
http://teh-nomad.livejournal.com
http://navalny.livejournal.com/
http://zyalt.livejournal.com/
http://tosainu.livejournal.com/
http://miumau.livejournal.com/
http://doctor_liza.livejournal.com/

http://fronja.livejournal.com/229921.html
http://yukilu.livejournal.com/735.html
http://besttoday.ru/posts/1999.html

Занятие 4. Культура Web 2.0

Что такое «веб-два-ноль»? Ключевые понятия и принципы культуры Web 2.0, их реализация в Интернет-сервисах, сайтах, популярных практиках.

Саморефлексия Интернет-сообщества: образы Web 2.0.

 

Литература:

Тим О’Рейли. Что такое Веб 2.0 // Компьютера On-line, 18.10.2005. 

 

Источники:

www.flickr.com; www.imdb.com; www.last.fm; www.amazon.com.

You.tube: Web 2.0 ... The Machine is Us/ing Us

You.tube: From Hyperlinks to Hyperwords

You.tube: Prometeus - The Media Revolution

 

Занятие 5.  Сообщества и социальные сети в Интернете

Виртуальные сообщества как новая форма социальности.  Возможно ли «сетевое общество»?

Феномен социальных сетей в культуре 2000-х. Особенности социальных сетей, популярных у российских пользователей: «Одноклассники», «В контакте», «Фейсбук».

 

Литература:

Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. Гл. 4. Виртуальные сообщества или сетевое общество?

Скобкин А. Составлен рейтинг социальных сетей в России //. LibyMax.ru (7.IX.10), http://libymax.ru/?p=14253.

Ioffe J. Facebook’s Russian Campaign // Bloomberg Businessweek (29.XII.10), http://www.businessweek.com/magazine/content/11_02/b4210032487137.htm.

 

Занятие 6. Культура виртуальной личности

Общение в условиях физической непредставленности собеседников: распознавание и конструирование образа. Значение языка репрезентации; способы интерпретации вербальных и визуальных маркеров

Представление себя партнерам по коммуникации: самоописание пользователей в «Живом журнале». Новая «автобиография».

 

Литература:

Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников: Основные психологические характеристики виртуального пространства // http://flogiston.ru/articles/netpsy/electronic, 7.12.1998

Якобсон Д. Формирование образа в киберпространстве: online-ожидания и offline-реальность в «текстовых» виртуальных сообществах // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.

Элизабет Рейд. Идентичность и кибернетическое тело// Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005

 

Источники:

«Сто фактов о себе» в «Живом журнале». (http://bbb.livejournal.com/616983.html) 

Сообщество «108» (http://community.livejournal.com/sto_vosem/profile )

 

Занятие 7. Гражданское общество и активизм в Сети

Возможно ли виртуальное гражданское общество? Интернет как платформа для гражданского/политического действия. Политическая пропаганда и политтехнологи в Интернете. Дискуссии о гражданском активизме в Сети.

 

Источники:

Подберите сайты и сообщества в Рунете, которые могли бы рассматриваться как пример гражданского взаимодействия. Что это за проект? (Кто организаторы? Каковы его цели? Чего с его помощью можно добиться?) Почему это сообщество (сайт) может считаться примером гражданского взаимодействия и гражданского общества в Интернете?

 

Литература:

Носик А. Интернет не оправдал надежд // Сноб (11.X.10), http://www.snob.ru/selected/entry/25351

Павловский Г. “Блоги ­–инкубатор для недоумков,” http://www.russia.ru/video/diskurs_8918/

Sidorenko A.  Competing Models of Internet Politics // Global Voices Online (30 November 2010), http://globalvoicesonline.org/2010/11/30/russia-competing-models-of-internet-politics/. [русскоязычная версия: http://ru.globalvoicesonline.org/2010/12/08/2796/]

 

Malcolm Gladwell, Clay Shirky, “From Innovation to Revolution: Do Social Media Make Protests Possible?” // Foreign Affairs. January 19, 2011, http://www.foreignaffairs.com/articles/67325/malcolm-gladwell-and-clay-shirky/from-innovation-to-revolution.

 

Занятие 8. Трансформации языка в новых медиа

Размывание языковой нормы в Интернете и в пространстве мобильных коммуникационных устройств. Язык «для посвященных» в Руете: история и прагматика «языка падонкофф». 

 

Литература:

Максим Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2007

Гасан Гусейнов. Берлога веблога. Введение в эрратическую семантику.

Txt msg: the rise and rise of messaging culture // Gerard Goggin. Cell Phone Culture. Routledge, 2006. P. 65-88

 

Занятие 9. Развлечение и потребление в Интернете

Средства массового развлечения в Интернете.

Культура электронной коммерции. Стратегии развлекательных Интернет-ресурсов.

 

Источники:

Это развлекательные ресурсы, в которых сочетаются элементы развлечения, досуга и потребления. Как правило, создатели этих ресурсов обращаются к возможностям новейших технологий и web 2.0 сервисов.

Развлечение и досуг: что предлагается на этих сайтах? Как и в каких формах здесь выражены стратегии продажи товаров и их потребления?

Какова целевая аудитория этих сайтов? Какие образы досуга и привлекательных стилей жизни предлагаются этой аудитории? Какими способами сайт общается с пользователями Интернета?

Какие технологии используются для привлечения внимания, и как они работают?

 

http://www.afisha.ru/   – Афиша

http://www.lookatme.ru/  -  Look at me

http://izine.ru/ - iZine

 

Занятие 10. Трансформации культурных форм под действием цифровых технологий

Конвергенция новых медиа: мультифункциональные «гаджеты» в повседневных практиках. Социокультурные следствия использования мобильной связи.

Музыка в среде новых медиа. Цифровая фотография и мобилография.

 

Литература:

Горохов А. Дыра, прикрытая глянцем. М., 2007

On mobile photography: camera phones, moblogging, and new visual cultures // Gerard Goggin. Cell Phone Culture. Routledge, 2006. P. 143-161.

 

 

4. СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ МАГИСТРАНТОВ

 

Шкала оценки освоения курса

100-балльная шкала

Традиционная шкала

Шкала ECTS

91 – 100

отлично

зачтено

 

 

A

83 – 90

 

хорошо

B

75 – 82

C

61 – 74

 

удовлетворительно

D

51 – 60

E

31 – 50

 

неудовлетворительно

 

не зачтено

FX

0 – 30

F

 

 

Для получения зачёта необходимо получить минимум 60 баллов из 100. Текущий контроль знаний и навыков магистрантов осуществляется на лекционных и семинарских занятиях. На семинарских занятиях магистранты должны продемонстрировать знание основных теоретических работ по медиа культуре и умение применять сформулированные в них положения при анализе конкретных медийных текстов.

Необходимые для прохождения курса методические материалы, а также доступные книги и статьи, включая сканированные копии работ, размещаются на сайте преподавателя (www.culturca.narod.ru). Студентам рекомендуется использовать ресурсы этого сайта в процессе обучения.

Студенту, желающему углубить свои знания, предоставляется возможность расширить круг специализированного чтения за счет обращения к дополнительным источникам, указанным в программе курса.

В процессе самоподготовки студенту следует:

 - изучать и анализировать источники и научную литературу, рекомендованную преподавателем по программе курса;

- пользоваться ресурсами Интернета для самостоятельного поиска научной информации по курсу.

- обращаться за разъяснениями к преподавателю по вопросам курса, которые вызывают затруднение.

 

Письменная работа: эссе должно быть написано индивидуально в виде подготовленного внеаудиторно сочинения. Его тема формулируется совместно студентом и преподавателем; для написания эссе студент выбирает источник, ставит исследовательскую проблему и анализирует ее в работе, опираясь на профессиональную литературу, и демонстрируя техники интерпретации текста культуры новых медиа.

 

Контрольные вопросы

1. Каков объем и границы понятия «новые медиа»?

2. По каким принципам исследователи выстраивают типологию цифровых средств коммуникации?

3. Какие функции выполняют цифровые медиа в культуре глобального информационного общества?

4. Какие аргументы в пользу своих теорий приводят «кибероптимисты»?

5. Как аргументирую свои взгляды сторонники теории о культурном упрощении, связанном с новыми медиа?

6. Как изучаются сообщества в Интернете?

7. Какова роль Интернета в социокультурной динамике в работах М. Кастельса?

8. Каковы основные принципы культуры WEB 2.0?

9. Каковы факторы в поддержку и в опровержение возможностей конвергенции цифровых медиа?

10.  Как изучается феномен блоггинга?

11. Как ведение блогов меняет облик традиционной журналистики?

12. Как происходит распознавание образов онлайновых собеседников в условиях их визуальной непредставленности?

13. Как трансформируется фотография при переходе на цифровую основу?

14. Как изменяются русский и английский языки в новых медиа?

15. Каковы особенности текстов в цифровых медиа?

16. Как развивался русскоязычный сегмент Интернета в 1990-2000-е гг.?

17. Каковы черты культурной специфики Рунета?

18. Каковы культурные и лингвистические особенности коммуникации в Твиттере?

19. Как изменились формы производства и потребления музыки в новых медиа?

20. Как работает «вирусная реклама» в Интернете?

 

Примерная тематика докладов и курсовых проектов (работ)

1.         Принципы представления реальности на информационных порталах Рунета.

2.         Youtube и феномен коммуникации при помощи видеороликов.

3.         Изучение комментариев к новостным ресурсам: возможности дискурс-анализа.

4.         Культура социальных сетей.

5.         Феномен гражданского активизма в Сети.

6.         Культура виртуальной личности в Интернете.

7.         Культурная специфика русскоязычной блогосферы.

8.         Новые медиа и конструирование «гиперреальности».

9.         Сетевое общество в трудах М. Кастельса.

10.     Трансформации русского языка в Рунете.

11.     Представление знания в «Википедии».

12.     Особенности онлайновых дневников подростков.

13.     Возможности и границы электронной коммерции.

14.     Феномен фан-фикшн в Сети.

15.     Интернет и возможности гражданского общества.

 

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

 

а) Основная литература:

Гилмор Д. Мы, медиа // Компьютера 04.06.2005

Гусейнов Г. Берлога веблога. Введение в эрратическую семантику.

Гусейнов Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // Новое литературное обозрение № 43, 2000

Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М., 2004

Иванов Д.В. Виртуализация общества. Л., 2000

Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000

Конрадова Н. , Тойбинер К., Шмидт Э. и др. Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. М., 2007

Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2007

Кузнецов С. Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета. М., 2004

Луман Н. Медиа коммуникация. М., 2005

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003

О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютера On-line, 18.10.2005. 

Рейд Э. Идентичность и кибернетическое тело// Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005

Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников: Основные психологические характеристики виртуального пространства // http://flogiston.ru/articles/netpsy/electronic, 7.12.1998

Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004

Черных А. Мир современных медиа. М., 2007

Якобсон Д. Формирование образа в киберпространстве: online-ожидания и offline-реальность в «текстовых» виртуальных сообществах // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.

 

Boyd D. danah boyd's publications. http://www.danah.org/papers/

Goggin G. Cell Phone Culture. Routledge, 2006

Manovich L. The Language of New Media. Massachusets Institute of Technology, 2001

Myers G. The Discourse of Blogs and Wikis. 2010

New Media: A Critical Introduction / Eds. Lister M., Dovey J. et al. L., 2003

Strangelove M. Watching Youtube. Extraordinary videos by ordinary people. Toronto. 2010.

Suoranta J., Vaden T. Wikiworld. L.-N.Y., 2010.

Theories/Practices of Blogging // Reconstruction Vol. 6, No. 4, 2006.  http://reconstruction.eserver.org/064/contents.shtml

Wessels B. Understanding the Internet. A Socio-Cultural Perspective. Palgrave Macmillan, 2010.

 

Journal of Computer Mediated Communication. http://jcmc.indiana.edu/

Reconstruction: Studies in Contemporary Culture. http://reconstruction.eserver.org/

 

б) Дополнительная литература

Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002

Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000

Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003

Кириллова Н.Б. Медиа культура: от модерна к постмодерну. М., 2005

Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. М., 2003

Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Киев, М., 1999

Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. Ростов-на-Дону, 2006.

Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003

 

Используются технологии uCoz