«Новые медиа»: типология и методы
анализа
Рабочая программа дисциплины
Составитель: к.и.н., доц. В.В. Зверева
Российский государственный гуманитарный университет
1.
Пояснительная
записка
2.
Содержание
дисциплины
3.
План семинарских
занятий
4.
Система текущего
контроля и промежуточной аттестации магистрантов
5.
Список литературы
(Учебно-методическое обеспечение)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина ««Новые медиа»: типология и методы анализа» адресована студентам первого курса магистратуры, обучающимся по направлению №033000 Культурология, магистерская программа «Культура массовых коммуникаций», и реализуется кафедрой Истории и теории культуры Факультета истории искусства. Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (М.2.), читается во 2 семестре.
Предмет изучения курса ««Новые медиа»: типология и методы анализа» – культурные формы и процессы, чье возникновение, бытование и трансляция в информационном обществе связаны с цифровыми средствами коммуникации, - новыми медиа.
Цели дисциплины - исследовать культуру новых медиа 1990-2000-х гг., изучить ее формы и процессы; выявить общую логику культурных текстов и практик в цифровых медиа; проанализировать социокультурную специфику российских новых медиа; представить различные подходы к исследованию культуры Интернета и цифровых средств коммуникации.
Задачи дисциплины – изучить историю возникновения новых медиа и представить их типологию;
- исследовать культурные феномены, процессы и практики информационного общества, связанные с новыми медиа;
- познакомить студентов с методологией их изучения, с современными критическими теориями новых медиа;
- научить способам анализа текстов новых медиа;
- проанализировать общие и специфические культурные формы и практики Рунета;
- показать возможности для профессионала-культуролога представлять свое знание в новых медиа при помощи цифровых медиатехнологий;
- выработать рефлексивную позицию у студентов по отношению к своему повседневному опыту, связанному с использованием Интернета и других новых медиа.
Содержание дисциплины ««Новые медиа»: типология и методы анализа» и ее место в профессиональной подготовке культуролога связано с содержанием дисциплин «История и методология изучения культуры», «Исследование культуры в современном мире», «Медиа культура: теории, практики, технологии», «Массовая культура: теории, типологии, методы изучения», «Культурная история медиа», «Социологический анализ медиа», «Культурная политика в медиасфере», «Социокультурные исследования Интернета», «Социокультурные исследования компьютерных и видео игр».
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
·
историю развития новых
медиа в XX-н.XXI вв.;
· типологию новых медиа, общие и специфические особенности различных средств цифровой коммуникации;
· черты социокультурной специфики Рунета – русскоязычного сегмента Интернета, - в сопоставлении с другими Интернет культурами;
·
основные теории новых медиа, способы проблематизации и анализа их конкретных форм и практик;
Уметь:
· представлять в освоенное знание как в форме академического исследования, так и при помощи средств новых медиа;
· применять полученные знания для интерпретации цифровых текстов,
· формулировать направления проектной работы в сфере новых медиа;
Владеть:
·
понятийным
аппаратом дисциплины;
· современными методами изучения культуры новых медиа;
· навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных явлений и практик медийной культуры;
· техниками анализа текстов новых медиа;
· базовыми навыками культурного проектирования.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские занятия – 30 часов, самостоятельная работа студента – 42 часа. Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости студентов подразумевает суммирование баллов за участие в обсуждении на семинарских занятиях (макс. 30 баллов), контрольную работу (макс. 25 баллов), и итоговое эссе (макс. 45 баллов), промежуточный контроль в форме зачета.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Новые медиа как технологии и культурные формы
Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Сравнительные культурные характеристики цифровых и аналоговых средств коммуникации. Типология новых медиа.
История создания и распространения сетевых технологий: Интернет и альтернативные цифровые сети.
Специфика и культурные возможности Интернет-технологий. Особенности социокультурной структуры Сети.
Массовая и персонализированная коммуникация. Культура цифровых гаджетов.
Тема 2. Исследования новых медиа
Подходы к изучению новых медиа в гуманитарном знании. Социальные теории новых медиа. Исследования М. Кастельса. Социокультурная динамика и новые технологии: «кибероптимисты» и «киберпессимисты».
Интерпретация новых медиа в политической науке. Проблематика исследований Интернета в социальных и гуманитарных науках: психология, культурная антропология, культурология, социология, лингвистика. Возможности Cultural studies и критического дискурс-анализа для изучения культуры Интернета.
Культурная специфика русскоязычного сегмента Интернета: исследования Рунета.
Саморефлексия Интернет-сообщества.
Тема 3. Культура Web 2.0
Меняющиеся образы Интернета в 1990-е-2000-гг.: утопии, страхи, ожидания, связанные с цифровыми технологиями. Трансформация политики индустрий по отношению к программам и услугам в Интернете в начале 2000-х.
Ключевые понятия и принципы культуры Web 2.0, их реализация. Web как платформа; синдикация, «mash-up»; пользовательские сервисы и пользовательский контент; фольксономия; «long tail»; принцип «мудрости масс». «Пользователь» новых медиа как новый тип потребителя медийной информации.
Тема 4. Коммуникация на основе цифровых медиа
Черты коммуникации в виртуальной среде: деловое и неформальное общение; политическая коммуникация; развлечения, игра, творчество; электронная коммерция.
Особенности вербальных и визуальных текстов в Интернете.
Проблема культурного перевода текста на язык цифровых
медиа.
Блоги как культурная форма. Социальные, культурные и политические следствия популярности сетевых дневников.
Новые медиа и сетевой принцип социальной организации. Надгосударственный характер сетей. Проблематика локальных самоорганизующихся структур. Виртуальные сообщества как новая форма социальности: виртуальное общество? Феномен социальных сетей в культуре 2000-х.
Тема 5. Культурные особенности Рунета
Краткая история Рунета. 90-е: русскоязычный сегмент Интернета как «временная автономная зона». Социальные, политические, культурные задачи, возлагаемые на Рунет в постсоветской культуре.
Социокультурная специфика Рунета. Трансформации русского языка в Рунете.
Особенности социальных сетей, популярных у российских пользователей: «Одноклассники», «В контакте», «Facebook».
Феномен «Живого журнала»: русскоязычная блогосфера. Трансформация сетевых дневников в 2000-е.
3. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
В курсе лекционные занятия по проблемам новых медиа сочетаются с демонстрацией и обсуждением медийных текстов. Специальное внимание уделяется самостоятельной работе студентов: освоению исследовательской литературы, анализу источников – Интернет-страниц, текстов цифровых медиа. К источникам ставятся проблемные вопросы о специфике текста источника, его устройстве, семантике; о влиянии способов его трансляции на форму и содержание текста. Специальное внимание уделяется анализу языка визуальных и вербальных источников, способам их прочтения и описания.
Занятие 1. Исследования новых медиа в гуманитарном знании
Новые медиа в постиндустриальном информационном обществе.
История создания и распространения Интернета. Специфика и культурные возможности Интернет-технологий.
Проблематика исследований Интернета в социальном и гуманитарном знании.
Литература:
Кастельс М. Галактика
Интернет. Екатеринбург, 2004.
Гл. 2. Культура Интернета. С.
52-82.
Гл. 7. Мультимедиа и Интернет:
гипертекст после конвергенции. С. 220-240.
Черных
А. Мир
современных медиа. М., 2007. Гл. 4.
Manovich L. The Language of New Media. Massachusets Institute of Technology, 2001.
Занятие 2. Коммуникация в Интернете
Специфические черты приватного и публичного общения в новых медиа.
Социальные, политические,
культурные эффекты Интернет-коммуникации.
Блоги как культурная форма; разнообразие способов использования блогов.
Литература:
Дэн Гилмор. Мы, медиа // Компьютера 04.06.2005
Theories/Practices of Blogging // Reconstruction Vol. 6, No. 4, 2006. http://reconstruction.eserver.org/064/contents.shtml
Занятие 3. Культурные особенности Рунета
Культура Рунета. Феномен «Живого журнала»: русскоязычная блогосфера. Трансформация сетевых дневников в 2000-е.
Анализ авторских стратегий топ-блоггеров. С какими целями пользователи Рунета ведут блоги? Возможности и ограничения сообщений в
электронном журнале? Есть ли культурные особенности у блогов в Рунете?
Литература:
Кузнецов С. Ощупывая слона. Заметки по истории русского Интернета. М., 2004.
Источники:
http://drugoi.livejournal.com/
http://teh-nomad.livejournal.com
http://navalny.livejournal.com/
http://zyalt.livejournal.com/
http://tosainu.livejournal.com/
http://miumau.livejournal.com/
http://doctor_liza.livejournal.com/
http://fronja.livejournal.com/229921.html
http://yukilu.livejournal.com/735.html
http://besttoday.ru/posts/1999.html
Занятие 4. Культура Web 2.0
Что такое «веб-два-ноль»? Ключевые понятия и принципы культуры Web 2.0, их реализация в Интернет-сервисах, сайтах, популярных практиках.
Саморефлексия Интернет-сообщества: образы Web 2.0.
Литература:
Тим О’Рейли. Что такое Веб 2.0 //
Компьютера On-line, 18.10.2005.
Источники:
www.flickr.com; www.imdb.com; www.last.fm; www.amazon.com.
You.tube: Web 2.0 ... The Machine is Us/ing Us
You.tube:
From Hyperlinks to Hyperwords
You.tube: Prometeus
- The Media Revolution
Занятие 5. Сообщества и социальные сети в Интернете
Виртуальные сообщества как новая форма социальности. Возможно ли «сетевое общество»?
Феномен социальных сетей в культуре 2000-х. Особенности социальных сетей, популярных у российских пользователей: «Одноклассники», «В контакте», «Фейсбук».
Литература:
Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург,
2004. Гл. 4. Виртуальные сообщества или сетевое общество?
Скобкин А. Составлен рейтинг социальных сетей в России //. LibyMax.ru (7.IX.10), http://libymax.ru/?p=14253.
Ioffe J. Facebook’s Russian Campaign // Bloomberg Businessweek (29.XII.10), http://www.businessweek.com/magazine/content/11_02/b4210032487137.htm.
Занятие 6. Культура виртуальной личности
Общение в условиях физической непредставленности собеседников: распознавание и конструирование образа. Значение языка репрезентации; способы интерпретации вербальных и визуальных маркеров
Представление
себя партнерам по коммуникации: самоописание
пользователей в «Живом журнале». Новая «автобиография».
Литература:
Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников: Основные психологические характеристики виртуального пространства // http://flogiston.ru/articles/netpsy/electronic, 7.12.1998
Источники:
Занятие 7. Гражданское общество и активизм в
Сети
Возможно ли виртуальное гражданское общество? Интернет как платформа для гражданского/политического действия. Политическая пропаганда и политтехнологи в Интернете. Дискуссии о гражданском активизме в Сети.
Источники:
Подберите сайты и сообщества в Рунете, которые могли бы рассматриваться как пример гражданского взаимодействия. Что это за проект? (Кто организаторы? Каковы его цели? Чего с его помощью можно добиться?) Почему это сообщество (сайт) может считаться примером гражданского взаимодействия и гражданского общества в Интернете?
Литература:
Носик А. Интернет не оправдал надежд // Сноб (11.X.10), http://www.snob.ru/selected/entry/25351
Павловский Г. “Блоги –инкубатор для недоумков,” http://www.russia.ru/video/diskurs_8918/
Sidorenko A. Competing Models of Internet Politics //
Global Voices Online (30 November 2010), http://globalvoicesonline.org/2010/11/30/russia-competing-models-of-internet-politics/. [русскоязычная версия: http://ru.globalvoicesonline.org/2010/12/08/2796/]
Malcolm Gladwell,
Clay Shirky, “From Innovation to Revolution: Do Social
Media Make Protests Possible?” // Foreign Affairs. January 19, 2011, http://www.foreignaffairs.com/articles/67325/malcolm-gladwell-and-clay-shirky/from-innovation-to-revolution.
Занятие 8. Трансформации языка в новых медиа
Размывание
языковой нормы в Интернете и в пространстве мобильных коммуникационных
устройств. Язык «для посвященных» в Ру.нете:
история и прагматика «языка падонкофф».
Литература:
Занятие 9. Развлечение и потребление в
Интернете
Средства массового развлечения в Интернете.
Культура электронной коммерции. Стратегии развлекательных Интернет-ресурсов.
Источники:
Это развлекательные
ресурсы, в которых сочетаются элементы развлечения, досуга и потребления. Как
правило, создатели этих ресурсов обращаются к возможностям новейших технологий
и web 2.0 сервисов.
Развлечение
и досуг: что предлагается на этих сайтах? Как и в каких формах здесь выражены
стратегии продажи товаров и их потребления?
Какова
целевая аудитория этих сайтов? Какие образы досуга и
привлекательных стилей жизни предлагаются этой аудитории? Какими способами сайт
общается с пользователями Интернета?
Какие технологии
используются для привлечения внимания, и как они работают?
http://www.afisha.ru/ – Афиша
http://www.lookatme.ru/ - Look at me
http://izine.ru/ - iZine
Занятие 10. Трансформации культурных форм под действием цифровых технологий
Конвергенция новых медиа: мультифункциональные «гаджеты» в повседневных практиках. Социокультурные следствия использования мобильной связи.
Музыка в среде новых медиа. Цифровая фотография и мобилография.
Литература:
Горохов А. Дыра,
прикрытая глянцем. М., 2007
4. СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ МАГИСТРАНТОВ
Шкала оценки освоения курса
100-балльная шкала |
Традиционная шкала |
Шкала ECTS |
|
91 – 100 |
отлично |
зачтено |
A |
83 – 90 |
хорошо |
B |
|
75 – 82 |
C |
||
61 – 74 |
удовлетворительно |
D |
|
51 – 60 |
E |
||
31 – 50 |
неудовлетворительно |
не зачтено |
FX |
0 – 30 |
F |
Для получения зачёта необходимо получить минимум 60 баллов из 100. Текущий контроль знаний и навыков магистрантов осуществляется на лекционных и семинарских занятиях. На семинарских занятиях магистранты должны продемонстрировать знание основных теоретических работ по медиа культуре и умение применять сформулированные в них положения при анализе конкретных медийных текстов.
Необходимые для прохождения курса методические материалы, а также доступные книги и статьи, включая сканированные копии работ, размещаются на сайте преподавателя (www.culturca.narod.ru). Студентам рекомендуется использовать ресурсы этого сайта в процессе обучения.
Студенту, желающему углубить свои знания, предоставляется возможность расширить круг специализированного чтения за счет обращения к дополнительным источникам, указанным в программе курса.
В процессе самоподготовки студенту следует:
- изучать и анализировать источники и научную литературу, рекомендованную преподавателем по программе курса;
- пользоваться ресурсами Интернета для самостоятельного поиска научной информации по курсу.
- обращаться за разъяснениями к преподавателю по вопросам курса, которые вызывают затруднение.
Письменная работа: эссе должно быть написано индивидуально в виде подготовленного внеаудиторно сочинения. Его тема формулируется совместно студентом и преподавателем; для написания эссе студент выбирает источник, ставит исследовательскую проблему и анализирует ее в работе, опираясь на профессиональную литературу, и демонстрируя техники интерпретации текста культуры новых медиа.
Контрольные
вопросы
1. Каков объем и границы понятия «новые медиа»?
2. По каким принципам исследователи выстраивают типологию цифровых средств коммуникации?
3. Какие функции выполняют цифровые медиа в культуре глобального информационного общества?
4. Какие аргументы в пользу своих теорий приводят «кибероптимисты»?
5. Как аргументирую свои взгляды сторонники теории о культурном упрощении, связанном с новыми медиа?
6. Как изучаются сообщества в Интернете?
7. Какова роль Интернета в социокультурной динамике в работах М. Кастельса?
8. Каковы основные принципы культуры WEB 2.0?
9. Каковы факторы в поддержку и в опровержение возможностей конвергенции цифровых медиа?
10. Как изучается феномен блоггинга?
11. Как ведение блогов меняет облик традиционной журналистики?
12. Как происходит распознавание образов онлайновых собеседников в условиях их визуальной непредставленности?
13. Как трансформируется фотография при переходе на цифровую основу?
14. Как изменяются русский и английский языки в новых медиа?
15. Каковы особенности текстов в цифровых медиа?
16. Как развивался русскоязычный сегмент Интернета в 1990-2000-е гг.?
17. Каковы черты культурной специфики Рунета?
18. Каковы культурные и лингвистические особенности коммуникации в Твиттере?
19. Как изменились формы производства и потребления музыки в новых медиа?
20. Как работает «вирусная реклама» в Интернете?
Примерная
тематика докладов и курсовых проектов (работ)
1. Принципы представления реальности на информационных порталах Рунета.
2. Youtube и феномен коммуникации при помощи видеороликов.
3. Изучение комментариев к новостным ресурсам: возможности дискурс-анализа.
4. Культура социальных сетей.
5. Феномен гражданского активизма в Сети.
6. Культура виртуальной личности в Интернете.
7. Культурная специфика русскоязычной блогосферы.
8. Новые медиа и конструирование «гиперреальности».
9. Сетевое общество в трудах М. Кастельса.
10. Трансформации русского языка в Рунете.
11. Представление знания в «Википедии».
12. Особенности онлайновых дневников подростков.
13. Возможности и границы электронной коммерции.
14. Феномен фан-фикшн в Сети.
15. Интернет и возможности гражданского общества.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) Основная литература:
Гилмор Д. Мы, медиа // Компьютера 04.06.2005
Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М., 2004
Иванов Д.В. Виртуализация общества. Л., 2000
Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000
Конрадова Н. , Тойбинер К., Шмидт Э. и др. Control + Shift. Публичное и личное в русском Интернете. М., 2007
Кузнецов С. Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета. М., 2004
Луман Н. Медиа коммуникация. М., 2005
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003
О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютера On-line, 18.10.2005.
Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников: Основные психологические характеристики виртуального пространства // http://flogiston.ru/articles/netpsy/electronic, 7.12.1998
Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004
Черных А. Мир современных медиа. М., 2007
Boyd D. danah boyd's publications. http://www.danah.org/papers/
Goggin G. Cell Phone Culture. Routledge, 2006
Manovich L. The Language of New Media. Massachusets
Institute of Technology, 2001
Myers G. The Discourse of Blogs and Wikis. 2010
New Media: A Critical
Introduction / Eds. Lister M., Dovey J. et al. L.,
2003
Strangelove M.
Watching Youtube. Extraordinary videos by
ordinary people.
Suoranta J., Vaden T. Wikiworld. L.-N.Y., 2010.
Theories/Practices of Blogging // Reconstruction Vol. 6, No. 4, 2006. http://reconstruction.eserver.org/064/contents.shtml
Wessels B. Understanding the Internet. A
Socio-Cultural Perspective. Palgrave
Macmillan, 2010.
Journal of Computer Mediated Communication. http://jcmc.indiana.edu/
Reconstruction: Studies in
Contemporary Culture. http://reconstruction.eserver.org/
б) Дополнительная литература
Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002
Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000
Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003
Кириллова Н.Б. Медиа культура: от модерна к постмодерну. М., 2005
Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. М., 2003
Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Киев, М., 1999
Шкуратов В.А. Искусство экономной
смерти. Сотворение видеомира. Ростов-на-Дону, 2006.
Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003