Анализ телевизионного дискурса

 

Рабочая программа дисциплины

 

Составитель:  к.и.н., доц. В.В. Зверева

Российский государственный гуманитарный университет

 

1.      Пояснительная записка

2.      Содержание дисциплины

3.      План семинарских занятий

4.      Система текущего контроля и промежуточной аттестации магистрантов

5.      Список литературы (Учебно-методическое обеспечение)

 

***

Задания и литература к занятиям:

 

К 07.10.11 «Телевидение как средство коммуникации»:

·        Television: the medium // Stewart C., Lavelle M. Media and meaning. Pp. 234-241, 250-262

·        Fiske J. Television culture. Ch. 1.

 

 

***

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Предмет изучения: современная телевизионная культура; методы критического анализа текстов, форматов, практик и технологий, связанных с телевидением.

Цели дисциплины – представить студентам возможности социокультурного исследования телевидения, - его институтов, аудиторий, технологий, практик и культурных форм. Особое внимание в курсе уделяется изучению методов критического дискурс-анализа телевизионных сообщений, анализу вербальных и визуальных телетекстов. На занятиях рассматриваются различные типы программ - новости и информационно-аналитические передачи, ток- и реалити шоу, сериалы, спортивные программы, телевизионная реклама. Лекционные занятия в курсе сочетаются практическими, с показом и обсуждением фрагментов телевизионных программ.

Задачи дисциплины – познакомить студентов с историей телевизионной культуры, показать пути трансформации телевидения в условиях новых медиа;

-  изучить культурную специфику телевидения как средства коммуникации;

- показать возможности телевидения как средства социокультурного проектирования;

- рассмотреть характерные черты российской телевизионной культуры в глобальном контексте;

- исследовать различные виды телевизионных программ, научить студентов методам их анализа;

- проблематизировать обращение студентов с телевидением в повседневной жизни, выработать у них профессиональную рефлексивную позицию по отношениям к телевизионным сообщениям.

 

Дисциплина «Анализ телевизионного дискурса»  является  частью профессионального цикла М.2. дисциплин подготовки студентов по направлению №033000 Культурология, магистерская программа «Культура массовых коммуникаций». Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (М.2.), является курсом по выбору, читается в 3 семестре.

Содержание дисциплины «Анализ телевизионного дискурса» и ее место в профессиональной подготовке культуролога связано с содержанием дисциплин «Современные техники анализа текстов культуры», «Исследование культуры в современном мире», «Медиа культура: теории, практики, технологии», «Массовая культура: теории, типологии, методы изучения», «Социологический анализ медиа».

 

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

·           основные этапы развития телевизионной культуры XX – н. XXI вв., историю телевидения в постсоветской России;

·           типологию телевизионных каналов и программ;

·           характерные черты различных телевизионных программ, жанров, форматов, - как на теоретическом уровне, так и на уровне их конкретного воплощения в телеэфире;

·           возможности телевидения в сфере социокультурной дидактики;

·           современные теории ТВ, основные подходы к изучению форм и практик телевидения;

Уметь:

·           применять полученные знания для интерпретации телевизионных текстов;

·           свободно ориентироваться в современных телевизионных технологиях;

·           соотносить знания о теориях телевидения с более общими теориями культуры медиа и культуры информационного общества;

·           формулировать направления проектной работы в сфере телевидения;

Владеть:

·           понятийным аппаратом дисциплины;

·           навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных явлений и практик телевизионной культуры;

·           базовыми навыками культурного проектирования.

  

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет  2 зачетные единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские  занятия – 18 часов,   самостоятельная  работа студента – 54 часа. Форма отчетности – зачет.

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Подходы к исследованию телевидения

Культурная история телевидения в XX- н. XXI вв. Специфика телевидения как средства коммуникации. Особенности ранних телевизионных программ. Телевидение в системе «старых» и «новых» медиа. Эфирное, кабельное, спутниковое, цифровое ТВ.

Ожидания, страхи и надежды, связанные с телевидением в культуре. Критика ТВ представителями «Франкфуртской школы». Проблема пассивной и активной телевизионной аудитории в работах исследователей. М. Маклюэн: телевидение как «робкий гигант». Теория телевизионного потока Р. Уильямса.

Телевизионные исследования в кругу дисциплин социального и гуманитарного знания. Телевизионная журналистика. Становление television studies. Специфика культурологического изучения телевидения. Исследование телевизионной культуры: технологии, институты, сообщения, аудитории, эффекты коммуникации.

Изучение институтов ТВ: «анализ контроля», исследование индустрий. Анализ телевидения как технологической системы. Способы исследования телевизионных аудиторий. Социологические исследования, анализ фокус-групп.

Критика телевизионных текстов. Структуралистский и семиотический анализ посланий ТВ: Р.Барт, У.Эко, Дж. Фиск, Дж. Кавелти. Анализ медийных кодов. Исследование медийных формул. Cultural Studies. Ст. Холл: Изучение телевизионных репрезентаций. Теория артикуляции и «борьба за значение». Критический дискурс-анализ: Р. Водак, Н. Фэрклу. Исследования политических, социальных, культурных особенностей теледискурса.

 

Тема 2. Изучение информационного вещания

Организация телевизионного вещания. Медиа-индустрии и телевидение: международные, национальные, региональные телекомпании. Типология телевизионных каналов. Принципы организации вещания на телеканалах. Эфирная сетка; праймтайм; целевые аудитории телепрограмм. Роль рекламы на ТВ. Рейтинг; доля телепросмотра. 

Система российского телевидения. Краткая история постсоветского телевидения в 1990-2000. Центральное и региональное телевидение в России. Телевидение как бизнес и как публичная сфера. Возможности общественного вещания. Телевидение в цифровую эпоху: специализация и диверсификация вещания.

Принципы построения телевизионных текстов. Критерий «медийности». Принципы телевизионного зрения. Культура фрагмента, воздействие скорости подачи материала на  сообщение. «Клип-культура». Механизмы повторения медиатекста: «в пространстве» (кино- и телеэкранизация книг), «во времени» (практики римейков, сиквелов, приквелов).

Построение информационной программы. Исследования повестки дня. Конвенции телевизионных новостей и инновации в информационном вещании.

Реалистическая репрезентация: проблема конструирования реальности на телеэкране в работках исследователей меди культуры. Рубрика, жанр телевизионного текста. Роль формата для построения телепрограммы. Интеграция медиа текстов. Заимствование образов, сюжетов, формул, приемов из различных жанров. Модульность, серийность телевизионного текста. Роль формульных структур. Принцип коллажа, эклектика. Нарративность телевизионного текста: герои, повествования, коллизии, истории, дидактика историй.

Сравнительный анализ информационных программ российского телевидения. Новости и информационная аналитика в 2000-е гг.

Феномен информационного развлечения: роль и функции infortainment’а на российском телевидении.

 

Тема 3. Исследование развлекательных телепрограмм

Развлекательные программы на телеэкране: общие принципы, типология.

Телевизионные развлечения: «обычный человек» на телеэкране. Телевизионные конкурсы и игры; интерактивное ТВ; home video на экране. «Таблоидное телевидение» и «трэш-ТВ» как культурные феномены.

Структура и функции ток-шоу. Типы проблем и их решений в ток-шоу. Границы нормы. Конструирование образов социокультурных групп в ток-шоу.

«Реалити ТВ»: возникновение и расцвет формата реального телевидения.

 

Тема 4. Исследования телевизионных сериалов

Сериалы в телевизионном эфире. Типы сюжетов, персонажей, коллизий. Связь сериалов с культурным контекстом. Формулы и нарративная структура телесериалов.

Удовольствие зрителей: идентификация, «предзнание», включенность в длительное повествование. «Мелодраматическое воображение».

Российские телесериалы 2000-е гг.: боевики, мелодрамы, ситкомы, экранизации литературных произведений. Проблема адаптации международных форматов для российского телепросмора.

Новые «умные» сериалы: усложнение жанра, причины их востребованности у аудитории новых медиа.

 

Тема 5. Представление знания на телеэкране

Научно-популярное знание в масс-медиа: «sciencetainment», возможности репрезентации практических и теоретических знаний. Анализ форматов. Представление знания в научно-популярных программах каналов Animal Planet и Discovery.

История на телеканале: знание о прошлом как развлечение; драматизация и нарративность. История как триллер, драма и мелодрама. Исследование телевизионных проектов, репрезентирующих историческое прошлое.

 

Тема 6. Программы досуга и стиля жизни

«Демотический поворот» на телевидении; репрезентация желаемых образов своего «я» и стилей жизни. Программы о ремонте, переделках, покупках, одежде, моде, стиле: их структура, функции, послания, причины популярности.

Категория вкуса в выстраивании властных отношений в социуме (П. Бурдье). Дидактическое содержание программ о стиле жизни (сравнительный анализ).

 

3. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

В курсе лекционные занятия сочетаются с практическими семинарскими занятиями, во время которых студенты анализируют телевизионные программы. Для такой работы преподаватель совместно со студентами выбирает источники: желательно телепрограммы, идущие в эфире в то время, когда читается дисциплина, - для того, чтобы студенты имели возможность соотносить свои обыденные впечатления как зрителей с профессиональной критической рефлексией культурологов. В связи с этим в программе семинаров не указаны конкретные источники, т.к. их набор обновляется каждый семестр. Желательно также, чтобы преподаватель мог обеспечить студентов записями телевизионных программ европейских и американских каналов для их сопоставления с программами российского телевидения.

 

Тема 1. Информационные программы

Анализ теоретических подходов к интерпретации телевизионных программ. Общие установки, ключевые понятия, их объем, применимость – возможности и границы.

Способы прочтения ТВ-текста с позиций критического дискурс-анализа.

«Повестка дня» в новостях. Построение информационной программы: структура, функции и иерархия сюжетов.

Конвенции, языки, принципы репрезентации реальности в новостях. Информационно-аналитическая программа.

Принцип развлекательности в новостных и информационно-аналитических программах. «Infotainment» на телеэкране: основные черты, способы репрезентации реальности. Языки информационного развлечения.

 

Литература:

Зверева В.В. «Infotainment» на российском телевидении // Наука о телевидении. Вып. 1. М., 2004.

Информация к развлечению. Круглый стол «Интерньюс» // Искусство кино №11. 2003

Коломиец В. Телевизионные новости: happy end обязателен // Российское телевидение: между спросом и предложением. Т.1-2. М., 2007

Постман Н. «А теперь,… о другом» // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004

 

Тема 2. Ток-шоу на телеэкране

Ток-шоу на экране: структура программы, ее функции. Представление общества самому себе. Конструирование и репрезентация групп социума.

Конструирование и репрезентация образов социокультурных групп в ток-шоу. Проблемы и их решения в ток-шоу.

 

Литература:

Зверева В.В. Истории, рассказанные для всех (российские ток-шоу) // Искусство кино. №10. 2005.

Архангельский А. Тем временем: Телевизор с человеческим лицом. М., 2010.

 

Тема 3. «Реалити-шоу»

«Таблоидное телевидение» и «трэш-ТВ» как культурные феномены.

Культурная специфика «реалити-шоу». Проблема реалистической репрезентации. Назначение и причины популярности программ.

 

Литература:

Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005

Дондурей Д., Роднянский А. Развлекательное телевидение: шутки в сторону // Телевидение: режиссура реальности. М., 2007

 

Тема 4. Телевизионные сериалы

Подходы к исследованию телесериалов. Формулы и нарративная структура «мыльных опер». Типы сюжетов, персонажей, коллизий. Связь сериалов с культурным контекстом. 

Удовольствие зрителей: идентификация, «предзнание», включенность в длительное повествование, и т.д. «Мелодраматическое воображение».

 

Литература:

Богословская К. Сериалы: welcome в мир иной // Телевидение: режиссура реальности. М., 2007

Зверева В.В. Телевизионные сериалы: Made in Russia // Критическая масса. №3. 2003.

Розовская М. Где зарыта @ // Телевидение: режиссура реальности. М., 2007

Саффхил Л. Подростки-зрители мыльных опер // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005

 

Тема 5. Научно-популярное знание на ТВ

Научно-популярное знание в масс-медиа: «sciencetainment», возможности репрезентации практических и теоретических знаний. Анализ форматов. Представление знания в научно-популярных программах каналов Animal Planet и Discovery.

Возможности репрезентации прошлого в телевизионных жанрах и форматах. Публицистическое и академическое «историческое прошлое» в телепрограммах. История как вид медийного развлечения.

 

Литература:

Зверева В.В. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки. №5, 2004.

Fiske J. Television Culture. L.,1987

 

Тема 6. Досуг и стиль в телепрограммах

Структура и назначение программ стиля и досуга. Риторика модного потребления. Язык телевизионного глянца. Особенности структуры, текстов и визуального ряда.

Конструирование и репрезентация образов социокультурных групп в программах о переделках.

 

Литература:

Ordinary Lifestyles. Popular Media, Consumption and Taste / Ed. By D. Bell and J. Hollows. 2005.

 

4.      СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ МАГИСТРАНТОВ

 

При реализации программы курса «Анализ телевизионного дискурса» используются: проблемный метод изложения лекционного материала, метод группового взаимообучения, дискуссии магистрантов по наиболее сложным темам и проблемам на семинарских занятиях.

Шкала оценки освоения курса

100-балльная шкала

Традиционная шкала

Шкала ECTS

91 – 100

отлично

зачтено

 

 

A

83 – 90

 

хорошо

B

75 – 82

C

61 – 74

 

удовлетворительно

D

51 – 60

E

31 – 50

 

неудовлетворительно

 

не зачтено

FX

0 – 30

F

 

 

Для получения зачёта необходимо получить минимум 60 баллов из 100. Отметка «зачтено» ставится студенту, который показал достаточный уровень подготовки по дисциплине, ознакомился с основной литературой, обозначенной в программе, и не допустил принципиальных ошибок при ответе.

Отметка «не зачтено» ставится студенту, который не усвоил основной предусмотренный программой материал и допустил принципиальные ошибки при ответе.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные этапы истории постсоветского телевидения?

2. Как формируется эфирная сетка?

3. Как измеряется рейтинг телепросмотра? Как он изучается?

4. Какова роль телевизионных рейтингов для политики канала?

5. Что такое «телевизионный поток» (Р. Уильямс)?

6. Какова роль российских региональных телеканалов?

7. Какова специфика репрезентации научно-популярного знания на ТВ?

8. Что такое цифровое телевидение?

9. В каких формах на телеканалах может быть представлено историческое знание?

10. Как изучаются  телевизионные ток-шоу?

11. Каковы функции программ «реального телевидения»?

12. Как изучается «трэш-телевидение»?

13. Что такое медийный формат?

14. Как исследуется нарративная структура телевизионных сериалов?

15. Каковы особенности восприятия телесериалов аудиторией?

16. Каковы основные черты формата «infotainment»?

17. Как строится «повестка дня» в телевизионных новостях?

18. Как скорость обращения информации влияет на облик медийных текстов?

19. Как может выстраиваться политика детского канала?

20. Какова специфика телевизионной рекламы?

 

Примерная тематика докладов и курсовых проектов (работ)

1.          Структурно-семиотический анализ реалити-шоу.

2.          Представление знания в научно-популярных программах каналов Animal Planet и Discovery.

3.         Репрезентация реальности в информационных программах российского телевидения.

4.         Анализ телевизионных кодов в работах Дж. Фиска.

5.         Концепция «клип-культуры» в работах современных исследователей медиа.

6.         Характерные черты формата «mockumentary».

7.         Гендерные репрезентации в российских ток-шоу.

8.         Герои и образы подростковых американских телесериалов 2000-х гг.

9.         Телевидение как индустрия и публичная сфера.

10.      Специфика регионального телевещания (анализ примера).

11.      Построение «разговора» в телевизионном шоу: социокультурные и лингвистические аспекты.

12.     Представление социальных ролей и типажей в российских криминальных сериалах.

13.     Контент-анализ новостных программ (сравнительный анализ).

14.     Идеологии и дидактика в современных телесериалах (анализ примера).

15.     Социокультурные последствия перехода на цифровое вещание: Россия и страны Европы.

 

 

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

 

а) Основная литература:

Богословская К. Сериалы: welcome в мир иной // Телевидение: режиссура реальности. М., 2007

Бодрийяр Ж. Реклама // Система вещей. М., 1995. Стр. 135-168.

Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002

Вартанов А. Российское телевидение на рубеже веков: программы, проблемы, лица. М., 2009

Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005

Гудков Л.Д. К проблеме негативной идентификации // Гудков Л.Д. Негативная идентичность. М., 2005.

Дондурей Д., Роднянский А. Развлекательное телевидение: шутки в сторону // Телевидение: режиссура реальности. М., 2007

Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М., 2004

Дубин Б.В. Особый путь и социальный порядок в современной России. 2010

Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999

Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М., Волгоград, 2003

Зверева В.В.Infotainment” на российском телевидении // Наука о телевидении. Вып. 1. М., 2004.

Зверева В.В. Истории, рассказанные для всех (российские ток-шоу) // Искусство кино. №10. 2005.

Зверева В.В.. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки. №5, 2004.

Зверева В.В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. №4. М., 2003

Зверева В.В. Телевизионные сериалы: Made in Russia // Критическая масса. №3. 2003

«Информация к развлечению». Материалы «круглого стола» «XXI век: новый информационный порядок» //  Искусство кино. №11, 2003

Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. №22. 1996. С.33-65

Коломиец В. Телевизионные новости: happy end обязателен // Российское телевидение: между спросом и предложением. Т.1-2. М., 2007

Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003

Медиа. Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. Пер. с англ. - 2-е изд. -  М., 2005

Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000

Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища. Истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008

Новикова А.А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей. УРСС, 2010

Постман Н. «А теперь,… о другом» // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004

Прокофьев А. «Клиповое сознание» как форма восприятия и результат воздействия современного телевидения // Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 1. М., 2004

Розовская М. Где зарыта @ // Телевидение: режиссура реальности. М., 2007

Российское телевидение: между спросом и предложением. Т.1-2. М., 2007

Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня // Неприкосновенный запас №6/20. М., 2002

Саффхил Л. Подростки-зрители мыльных опер// Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005

Сергеева О.В. Домашний телевизор. Экранная культура в пространстве повседневности. СПб., 2009

Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. М., 1999.

Телевидение: режиссура реальности. М., 2007

Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.

Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. - М.: Аспект-пресс, 2004.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2002

Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003

Эко У. Роль читателя: исследования по семиотике текста. М., 2005.

 

Ellis J. Seeing things. Television in the Age of Uncertainty. L., 2002.

Fiske J. Television Culture. L.,1987

Ordinary Lifestyles. Popular Media, Consumption and Taste / Ed. By D. Bell and J. Hollows. 2005.

Stewart C., Lavelle M., Kowaltzke A. Media and Meaning: an Introduction. L., 2001

Turner G. Ordinary People and the Media. The Demotic Turn. SAGE, 2010

Wodak R.  What Is Critical Discourse Analysis? // Forum: Qualitative Social Research, V.8, No. 2, Art. 29. May, 2007.

 

б) Дополнительная литература

Архангельский А. Тем временем: Телевизор с человеческим лицом. М., 2010.

Исследования телевизионной аудитории: теория и практика: Материалы семинара для социологов телекомпаний / Под общ.ред. А.В. Шарикова. М., 1997.

Засурский И. И. Массмедиа второй республики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

Кириллова Н.Б. Медиа культура: от модерна к постмодерну. М., 2005

Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. №22. 1996.

Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионных коммуникаций. - М.: Учебно-методический коллектор "Психология", 2000.

Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. М., 2009.

Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 1-2. М., 2004, 2005.

Черных А. Мир современных медиа. М., 2007

Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. Ростов-на-Дону, 2006.

Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М., 2002.

 

 

 

Используются технологии uCoz