Массовая культура: теории, типология, методы изучения

 

Рабочая программа дисциплины

 

Составитель:  к.и.н., доц. В.В. Зверева

Российский государственный гуманитарный университет

 

1.      Пояснительная записка

2.      Содержание дисциплины

3.      План семинарских занятий

4.      Система текущего контроля и промежуточной аттестации магистрантов

5.      Список литературы (Учебно-методическое обеспечение)

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Массовая культура: теории, типология, методы изучения» адресована студентам первого курса магистратуры, обучающимся по направлению №033000 Культурология (магистерские программы «Культура массовых коммуникаций» и ««Культурология ХХ века»), и реализуется кафедрой Истории и теории культуры Факультета истории искусства. Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (М.2.), читается в 1 семестре.

Предмет дисциплины – формы и процессы массовой культуры XIX-XXI вв.

Цели дисциплины  - изучить феномен массовой культуры в современном мире, представить различные подходы к исследованию текстов массовой культуры, выявить их познавательные возможности и границы, выработать у студентов умение критически применять теории и техники анализа форм и процессов массовой культуры для самостоятельного исследования.

Цель освоения дисциплины определятся возрастающей значимостью данного феномена в современном мире. Для культуролога важно научиться корректно работать с феноменами массовой культуры. Речь идет не только о критике массовой культуры, но о комплексном понимании массовой культуры как формы организации и трансляции культурных значений и образцов. Такое понимание позволяет связать изучение массовой культуры с проблематикой культурной политики и социокультурного проектирования.

Задачи дисциплины

- исследовать становление массовой культуры в эпоху современности, проанализировать ее культурную динамику в XIX-XXI вв.;

- выявить место и функции массовой культуры в обществе, рассмотреть ее соотношение с «интеллектуальной», «народной», «элитарной» культурами, с субкультурными формами, показать отсутствие жесткой границы между ними;

- исследовать основные формы и процессы современной российской и западной культуры;

-  показать особенности массовой культуры в условиях глобального, постиндустриального, информационного общества; рассмотреть феномен «демассификации» массовой культуры;

- выявить культурную специфику российской массовой культуры;

- познакомить студентов с оценками и теориями массовой культуры XIX-XXI вв;

- интерпретировать основные черты процессов культурного настоящего на основе критического анализа масскультурных текстов;

 - научить студентов критически использовать основные техники прочтения, анализа и интерпретации вербальных и аудио-визуальных текстов массовой культуры и масскультурных практик.

 

 

Содержание дисциплины «Массовая культура: теории, типологии, методы изучения» и ее место в профессиональной подготовке культуролога связано с содержанием дисциплин «История и методология изучения культуры», «Исследование культуры в современном мире», «Медиа культура: теории, практики, технологии», «Субкультуры: типология и методы изучения», «Современные культурные индустрии».

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

·           содержание основных категорий массовой культуры;

·           основные направления развития форм массовой культуры во второй половине XIX XX вв.;

·           свободно ориентироваться в основных направлениях изучения массовой культуры.

Уметь:

·           аргументировано представлять освоенное знание;

·           занять аналитическую позицию в отношении феноменов массовой культуры;

·           применять современные подходы к анализу феноменов массовой культуры;

·           формулировать направления проектной работы в сфере массовой культуры.

Владеть:

·           понятийным аппаратом дисциплины;

·           современными методами изучения массовой культуры;

·           навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных явлений и практик массовой культуры;

·           техниками анализа текстов массовой культуры;

·           базовыми навыками культурного проектирования.

  

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости студентов подразумевает суммирование баллов за участие в обсуждении на семинарских занятиях (макс. 30 баллов), контрольную работу (макс. 25 баллов), и итоговое эссе (макс. 45 баллов), промежуточный контроль в форме  зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет  2 зачетные единицы, 72 часа. Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские  занятия – 18 часов,   самостоятельная  работа студента – 54 часа.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В этом курса массовая культура рассматривается как неотъемлемая часть социального и культурного порядка Современности; т.е. не как набор завершенных артефактов, результатов деятельности человека, соотносимых с определенными ценностями, но как динамичный процесс порождения, закрепления и трансляции культурных значений.

Определение «массовая» относится не только к тем или иным культурным продуктам, связанным со средствами их трансляции, — к телепередачам, к музыке, или виртуальным сайтам, — но и к распространенным социокультурным практикам, таким как туризм, шопинг, походы на спортивные шоу, и т.п.

К полю массовой культуры относятся культурные тексты, которые отличает ряд признаков: это доступные послания,  переданные по каналам массовой коммуникации (качество массовости привносится средством коммуникации, адресованным широкой аудитории, таким как телевидение или Интернет) и рассчитанные на семантическую доступность. Такой текст строится на повторах, серийности, на устойчивых клише. Он предполагает легкое узнавание, ориентирован на адаптацию к существующему порядку вещей. При освоении студентами данного курса специальное внимание уделяется нормам и ценностям, которые транслирует массовая культура, выявлению ее дидактического потенциала.

 

Тема 1. Предмет «Массовой культуры»

Что такое массовая культура? Характерные черты вербальных и аудио-визуальных текстов массовой культуры.

Проблема возникновения массового общества и  массовой культуры в эпоху Современности. Трансформация форм и процессов массовой культуры на протяжении XIX-XXI вв.

«Высокая», «элитарная», «народная», «популярная», «массовая» культура: объем и соотношение понятий. Массовая культура и субкультуры.

Функции массовой культуры в обществе. Дидактика масскультурных текстов. Массовая культура в современном – глобальном, постиндустриальном, информационном мире.

 

Тема 2. Теории и методы анализа феноменов массовой культуры

Критика массовой культуры в XIX- н. XX в. Подходы к изучению «культуры масс» в XIX - первой трети XX в. Интеллектуальные, политические, социокультурные контексты. «Демократия в Америке» А.де Токвиля.

Ключевые понятия для анализа форм массовой культуры: «толпа», «общество масс», «тирания большинства» и «демократия». Характеристики массового общества и культурных текстов в концепциях  исследователей 1910-30-х гг.

Массовое общество и культура в работах представителей «Франкфуртской школы»: «Диалектика Просвещения» Т. Адорно и М. Хоркхаймера, понятия культуриндустрии и культурного производства. Традиции критики культуриндустрии: «Общество спектакля» Ги Дебора.

Семиотический подход к изучению массовой культуры, 1950-1960-е гг. Способы изучения феноменов массовой культуры в работах Р.Барта.

Социология массовой литературы. Назначение и характерные черты популярной литературы. «Формульные жанры» в массовой культуре. Концепция Дж. Кавелти. Роль формулы и клише для построения текста.

«Cultural Studies» как направление исследований массовой культуры. Проблема репрезентации и активность читателя.

Постиндустриальное, информационное общество и массовая культура. «Nobrow culture», Дж. Сибрук.

 

Тема 3. Массовая культура во второй половине XIX  1940-х гг.

Индустриальная революция и культура города. «Досуг» как культурная идея: создание инфраструктуры досуга, развлечения и потребления.

Массмедиа и массовая культура. Принципы медийного производства текстов. Формы популярной культуры, связанные с массмедиа: газеты и журналы. Комиксы.

Реклама и индустрия потребления. Феномен рекламы и риторика рекламного образа. Социокультурные функции рекламы в обществе потребления. Порождение культурного значения, формирование культурной нормы.

Технологии и культурное производство: Фотография. Радио. Кинематограф. Культура немого и звукового кино.

Музыка и массовая культура: эстрада, джаз.

Идеологии в текстах массовй культуры: формы европейской, американской, советской массовой  культуры между двумя мировыми войнами.

 

Тема 4. Массовая культура 1950-1980-х гг.

Многообразие форм массовой культуры в послевоенном мире. Молодежные движения, субкультуры, культура «Великого отказа»: влияние на масскультурные тексты и практики.

Принципы построения масскультурных текстов. Тривиальная литература и рынок. Массовая литература в 1950-1980-е гг.: конвенции и инновации в формулах массовых текстов. Популярные сюжеты, истории, герои и образы. Проблема трансмедийности: романы Яна Флеминга и экранизации «Бондианы».

Телевизионная культура: тележурналистика, сериалы, шоу.

Становление постиндустриальной культуры. «Общество массового потребления». Критика современной культуры в работах Ж.Бодрийяра. Пространства потребления: семантика шопинг-центра.

Феномен моды в современной культуре. Исследования Зиммеля, Гофмана. Трансформация культурных образцов в модных журналах. «Звезды» и знаменитости в системе массовой культуры: трансляция образцов и социокультурных норм.

Изучение репрезентаций в массовых текстах - журналах, телевидении, кино. Язык описания «другого» как проблема для произведений массовой культуры.

Производство желаний и страхов в популярном кино.

 

Тема 5. Массовая культура рубежа XX-XXI вв.

Массовая культура в эпоху постмодерна и информационного общества, 1990 – 2000-е. в России и на Западе. Диверсификация и «демассовизация» массовой культуры. Размывание границ высокой и массовой культуры.

Экспансия коммерческой культуры и развлечений; феномен омассовления. Присвоение и ресемантизация классики в массовой культуре.

Роль глобальных медиа для трансляции форм массовой культуры. Культура массовых зрелищ.  Всеобщая мобильность и изменение представлений о мире. Глобальный, массовый, индивидуальный туризм. «Производство мест», страна как зрелище. Глобальные и локальные «массовые события», концепция Дж. Урри.

Профессиональный спорт в системе массовой культуры.

Феномен гламура и культура глянцевых журналов: продвижение образов и стилей жизни.

Кинематограф в условиях новых цифровых технологий. Блокбастер; массовое и авторское кино; сиквелы, приквелы и трансмедийные «переводы» культурных текстов.

Феномен литературного бестселлера в 2000-е. Специфика российской массовой культуры 2000-х гг. Тривиальная литература: культурные особенности «мужских» и «женских» романов. Феномен иронического детектива, ретро-детектива.

Герои, образы, истории и идеологии российской, европейской, американской массовой культуры н. XXI в.

 

3. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

На семинарских занятиях для обсуждения предлагаются различные виды текстов массовой культуры – рекламная продукция, кинофильмы и телепередачи, комиксы, спортивные шоу и т.д. К источникам ставятся проблемные вопросы о специфике текста источника, его устройстве, семантике; о влиянии способов его трансляции на форму и содержание текста. Специальное внимание уделяется анализу языка визуальных и вербальных источников, способам их прочтения и описания. Особое значение для исследования массовой культуры имеют подходы «культурных исследований», сложившихся в социально-гуманитарном знании во второй половине ХХ века.

 

 Занятие 1. Критика массовой культуры в начале XX в.

Ключевые понятия в работах критиков массовой культуры. Культура «толпы», «общество масс», «тирания большинства» и «демократия».

Массовое общество и культура в работах представителей «Франкфуртской школы»:  «культуриндустрия»: обсуждение текстов.

 

Источники:

Честертон Г.К. В защиту дешевого чтива. В защиту детективной литературы // Собрание сочинений в 5 томах. СПб., 2000. Т. 5.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Культуриндустрияросвещение как обман масс // Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.-СПб., 1997.

 

Дополнительные источники:

Токвиль А. де. Демократия в Америке / Предисл. Г. Дж. Ласки. - М., 2000. Кн. 1. Ч. 2. Гл 6-7. Реальные преимущества демократической формы правления для американского общества. О всевластии большинства в соединенных штатах и о его последствиях.

 

Литература:

Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2005

Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. М., 1999.

 

Занятие 2. Семиотический подход к изучению массовой культуры

Семиотический подход: как «читать» вербальные и визуальные тексты массовой культуры?

Способы изучения феноменов массовой культуры в работах Р.Барта. Понятие «мифа» и «мифологии».

 

Источники:

Барт Р. Миф – это слово. Миф как семиологическая система. Форма и понятие. Значение. Чтение и дешифровка мифов. Миф как похищение языка // Барт Р. Мифологии. М.,1996. С.233-264.

Барт Р. Мир, где состязаются в кетче // Мифологии. С. 59-69.

 

Дополнительные источники:

Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. М., 1998.

 

Литература:

Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Массовая литература как социальный феномен // Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М.: РГГУ, 1998.

 

Занятия 3-4. Трансформация массового произведения в культурных контекстах

Социология массовой литературы. Тривиальная литература и рынок. Назначение и характерные черты популярной литературы.

«Формульные жанры» в массовой культуре. Концепция Дж. Кавелти. Роль формулы и клише для построения текста.

Конвенции и инновации в формулах массовых текстов: романы Яна Флеминга и экранизации «Бондов».

 

Источники:

Флеминг Ян. Из России с любовью.  http://lib.ru/DETEKTIWY/FLEMING/russlove.txt

 

Литература:

Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. №22. 1996. С.33-65

Дубин Б. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Новое литературное обозрение. №22. 1996.

 

Занятия 5-6. «Cultural Studies»: исследования массовой культуры

 «Cultural Studies» как направление исследований массовой культуры. Проблема репрезентации и активность читателя. Гендерные исследования; постколониальные штудии. «Теория артикуляции» и «борьба за значение».

Репрезентация героев в текстах массовой культуры. Мультикультурная дидактика в массовом кино 1980-2000-х гг. «Герои», «злодеи», «женщины», «меньшинства» в фильмах и сериалах. «Ориентальный» взгляд; преставление другой культуры.

 

Источники:

Подберите публикации в массовых журналах (примеры фильмов, телесериалов), раскрывающие тему о способах репрезентации «другого» и «другой» культуры.

 

Литература:

Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. М., 2006.

Representation. Cultural Representations and Signifying Practices / Ed. by S. Hall. SAGE, 1997. Introduction. Ch. 1.

Storey J. Cultural Studies and the Study of Popular Culture. Theories and Methods. Edinburgh, 1996.

 

Занятие 7. Риторика рекламного образа.

Социокультурные функции рекламы в обществе потребления. Порождение культурного значения, формирование культурной нормы.

Вербальная, визуальная структура рекламного текста. Языки рекламы.

Риторика потребления и соблазна, свободы, самореализации. Гендерный анализ рекламы.

 

Источники:

Подберите и проанализируйте телевизионные рекламные ролики: их герои, образы, мифы, идеологии, значения.

 

Литература к занятию:

Бодрийяр Ж. Реклама // Система вещей. М., 1995. Стр. 135-168.

Барт Р. Пеномоющие средства. Операция «Астра». «Глубинная» реклама // Мифологии.  М., 1996

Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. №22. 1996.

 

Занятие 8. Анализ нарратива: истории о «звездах»

Какие истории рассказывают тексты массовой культуры? Назначение и роли «звезд» в современной культуре.

Знаменитости, индустрия развлечений и культура потребления: практики кобрэндинга. Истории успеха «звезды» на Западе и в России.

 

Источники:

Подберите и проанализируйте истории о знаменитостях в журналах: обратите внимание на то, как репрезентированы герои, образы, идеологии; истории успеха.

 

Литература:

Дебор Ги. Комментарии к Обществу спектакля // Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.

Десмонд Дж., МакДонах П. и др. Контркультура и потребительское общество // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.

 

Занятия 9-10. Потребление и мода

Постиндустриализм и общество потребления. Идеологии потребления в текстах массовой культуры.

Исследования потребления в культуре: массовое потребление и медиа.

Феномен моды в современной культуре. Функции и задачи моды и системе общества.

Структуры высокой и массовой моды, коммуникации с потребителями.

Социокультурное значение шопинга. Культурная семантика шопинг-центра

 

Источники:

А) Подберите и проанализируйте истории о потреблении в телевизионных программах,  кино, Интернете (на выбор). Как в этих текстах связаны «стили жизни», «идентичности» и практики потребления?

Б) Подберите и проанализируйте структуру и тексты модного журнала: что значит «быть модным»? Как конструируется «модный образец»? Какие значения и идеологии он транслирует?

 

Литература:

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.

Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996.

Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.,1994; или  М, 2000.

Эрнер Г. Жертвы моды. М., 2009.

 

 

4. СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ МАГИСТРАНТОВ

 

Шкала оценки освоения курса

100-балльная шкала

Традиционная шкала

Шкала ECTS

91 – 100

отлично

зачтено

 

 

A

83 – 90

 

хорошо

B

75 – 82

C

61 – 74

 

удовлетворительно

D

51 – 60

E

31 – 50

 

неудовлетворительно

 

не зачтено

FX

0 – 30

F

 

 

Для получения зачёта необходимо получить минимум 60 баллов из 100. Текущий контроль знаний и навыков магистрантов осуществляется на лекционных и семинарских занятиях.

 

Письменная работа: эссе должно быть написано индивидуально в виде подготовленного внеаудиторно сочинения. Его тема формулируется совместно студентом и преподавателем. Для написания эссе студенту необходимо выбрать источник – вербальный, визуальный, аудиальный или мультимедийный текст массовой культуры, сформулировать исследовательскую проблему и проанализировать ее в работе, опираясь на профессиональную литературу и демонстрируя техники интерпретации текста массовой культуры.

 

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия «высокая», «элитарная», «народная», «популярная», «массовая» культура?

2. Каковы основные задачи и функции массовой культуры в обществе Современности?

3. Раскройте понятие «культуриндустрия» в работе «Диалектика Просвящения» Т. Адорно и М. Хоркхаймера.

4. Как в рамках семиотического подхода изучаются формы массовой культуры?

5. Охарактеризуйте ключевые понятия «Cultural studies», применяемые для анализа массовой культуры.

6. Каковы основные черты европейской массовой культуры между двумя мировыми войнами?

7. Как изменялись формы молодежной культуры в 1950-е гг. в Америке и СССР?

8. Как изучаются формульные произведения?

9. Какова роль гендерных исследований 1970-80-х гг. для изучения массовой культуры?

10. Как изучаются практики современного потребления?

11. Каковы функции «звезд» в современной культуре?

12. Какова роль постколониальных и мультикультурных исследований 1970-90-х гг. для изучения массовой культуры?

13. Каковы основные черты советской массовой культуры 1970-80-х гг.?

14. Как исследуются телевизионные сериалы в 1990-2000-е гг.?

15. Как соотносятся субкультурные формы и процессы и массовая культура?

16. Какое влияние оказывает рынок на тривиальную литературу (на примере российской культуры 2000-х)?

17. Как изучаются глобальные спортивные шоу?

18. Каковы специфические черты постсоветской массовой культуры 1990-х?

19. Раскройте смысл понятия «Nowbrow culture» (Дж. Сибрук).

20. Как изменяются формы массовой культуры в условиях постиндустриального информационного общества?

 

Примерная тематика докладов и курсовых проектов (работ)

1. Понятие массовой культуры в трудах представителей Франкфуртской школы.

2. Исследование массовой культуры в Великобритании в 1950-е годы: Р. Уильямс и Р.Хоггарт.

3. Теории и подходы современных «Cultural studies» для анализа массовой культуры.

4. Исследования массовой культуры в работах Ж.Бодрийяра.

5. Культура потребления в 1900-1910-е гг.

6. «Пригородная мечта»: массовая культура в США 1950-х гг.

7. Современные подходы к исследованию тривиальной литературы: понятие о формульном повествовании.

8. Феномен моды в современной культуре.

9. Способы изучения массовой культуры в работах Р.Барта.

10. Гендерный анализ телевизионной рекламы.

11. Репрезентация «другого» в американских телесериалах 1980-х гг.

12. Образы и идеологии в комиксах о супергероях: 1930-е и 1990-е гг.

13. Культурная специфика российской массовой литературы 2000-х гг.

14. Феномен глобального туризма в современной культуре.

15. Культурная специфика российских телесериалов 2000-х гг.

16. Спортивное шоу как глобальное медиасобытие.

17. Массовое кино в условиях новых цифровых технологий.

18. «Классика» в современной популярной музыке.

19. Культура «звезд» и знаменитостей в 2000-е гг.

20. Феномен гламура и культура глянцевых журналов.

 

 

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

 

а) Основная литература:

Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2005

Массовая культура. Учебное пособие / К.З. Акопян и др.  М., 2004

 

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Барт Р. Мифологии. М.,1996.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

Бочарова О. Формула женского счастья. Заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. №22. 1996.

Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. №22. 1996.

Горохов А. Дыра, прикрытая глянцем. М., 2007.

Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М.: РГГУ, 1998.

Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.

Дубин Б. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Новое литературное обозрение. №22. 1996.

Дубин Б.В. Слово – письмо – литература: Очерки по социологии современной культуры. М., 2001.

Зиммель Г. Мода // Г.Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С.266-291.

Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. №22. 1996. С.33-65.

Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. №22. 1996.

Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ. Отвед. и предисл. В.В. Зверевой. Послесл. В.А. Подороги. М., 2003.

Новое литературное обозрение. №22: Другие литературы. 1996.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Русский комикс. НЛО, 2010.

Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. М., 1999.

Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 2000.

Фантастическое кино. Эпизод первый / Под ред. Н. Самутиной. М., 2006.

Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997.

Эко У. Миф о Супермене // Роль читателя: исследования по семиотике текста. М., 2005

Эрнер Г. Жертвы моды. М., 2009.

 

Comics, Comix and Graphic Novels. A History of Comic Art. Phaidon, 1996

Gelder K. Subcultures: Cultural Histories and Social Practice. Routledge, 2007

Grazian D. Mix it up: Popular culture, mass media and Society. 2010

Representation. Cultural Representations and Signifying Practices / Ed. by S. Hall. SAGE, 1997.

Storey J. Cultural Studies and the Study of Popular Culture. Theories and Methods. Edinburgh, 1996.

Turner G. Ordinary People and the Media. The Demotic Turn. SAGE, 2010

 

First Monday http://firstmonday.org/htbin/cgiwrap/bin/ojs/index.php/fm/issue/archive

The Journal of Popular Culture https://www.msu.edu/~tjpc/Recent%20Articles.htm

 

б) Дополнительная литература

Вулф Н. Миф о красоте // Иностранная литература. 1993. №3.

Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.,1994; или  М, 2000.

Зверева Г.И. «Работа для мужчин?: Чеченская война в массовом кино России // Неприкосновенный запас. №6/26. 2002.

Лакассен Ф. Сравнительный анализ архетипов популярной литературы и комикса // Новое литературное обозрение. №22. 1996.

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.

Популярная литература: Опыт культурного мифотворчества в Америке и в России / Под ред. Т.Д. Венедиктовой. М., 2003.

Пропп В. Морфология волшебной сказки. Л., 1927

Теплиц К.Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек. М., 1996.

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997

 

 

 

Используются технологии uCoz