В.В. Зверева
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА:
ТЕОРИИ, ТИПОЛОГИЯ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОГРАММА КУРСА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели курса – проблематизировать
формы и процессы современной западной и российской культуры; проанализировать
феномен массовой культуры; представить различные подходы к изучению текстов
массовой культуры, выявить их познавательные возможности и границы.
Основная задача занятий – интерпретировать черты
процессов «культурного настоящего», в которое включен сам исследователь,
показать отсутствие жесткой границы между «высокой» и «массовой» культурой,
изучить феномен востребованности «массовых» текстов в
современном мире.
Массовая культура рассматривается не как набор
завершенных артефактов, результатов деятельности человека, соотносимых с
определенными ценностями, но как динамичный процесс порождения, закрепления и
трансляции смыслов. К полю массовой культуры относятся культурные тексты,
которые отличает ряд признаков: это доступные послания, переданные по каналам массовой коммуникации
(качество массовости привносится средством коммуникации, адресованом
широкой аудитории, таким как телевидение или Интернет) и рассчитанные на
«средний» уровень смыслов. Такой текст строится на повторах, серийности, на устойчивых клише.
Он предполагает легкое узнавание, ориентирован на дидактику, на адаптацию к
существующему порядку вещей.
Определение «массовая» относится не только к тем или иным
культурным продуктам, связанным со средствами их трансляции, — к телепередачам,
к музыке, или виртуальным сайтам, — но и к распространенным социокультурным
практикам, таким как туризм, шопинг, походы на спортивные шоу и танцевальные
вечеринки, смыслы которых соответствуют описанным выше критериям.
На занятиях
для обсуждения предлагаются различные виды текстов массовой культуры – рекламная
продукция, кинофильмы и телепередачи, комиксы, спортивные шоу и т.д. К
источникам ставятся проблемные вопросы о специфике текста источника, его
устройстве, семантике; о влиянии
способов его трансляции на форму и содержание текста. Специальное внимание
уделяется анализу языка визуальных и вербальных источников, способам их прочтения
и описания.
Курс «Массовая культура» рассчитан на 34 часа,
форма отчетности – экзамен.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. «Массовое общество» и «массовая
культура».
Что такое
массовая культура? Характерные черты текстов массовой культуры.
«Высокая», «элитарная», «народная»,
«популярная», «массовая» культура: объем и соотношение понятий.
Функции массовой культуры. Массовая культура в современном мире.
Литература к занятию:
Зверева В. Предисловие // Массовая культура: современные
западные исследования. М., 2005.
Массовая
культура. Учебное пособие / К.З. Акопян и др.
М., 2004. Гл. 1.
Теплиц К.Т. Все для всех. Массовая
культура и современный человек. М., 1996.
Тема 2.
Критика массовой культуры в начале XX в.
Проблема
возникновения и трансформации массового общества и массовой культуры.
Подходы к изучению «культуры масс» в XIX - первой трети XX в. Интеллектуальный и политический контексты. «Демократия в Америке» А.де Токвиля.
Характеристики
массового общества и культурных текстов в концепциях исследователей 1910-30-х гг.: Г. Честертона,
Ф. Ливиса, К. Ливис, Х. Ортеги-и-Гассета.
Литература к занятию:
Токвиль
А. де. Демократия в Америке / Предисл. Г. Дж. Ласки. - М., 2000. Кн. 1. Ч. 2. Гл 6-7. Реальные преимущества демократической
формы правления для американского общества. О всевластии большинства в
соединенных штатах и о его последствиях.
Честертон Г.К. В защиту дешевого чтива. В защиту
детективной литературы // Собрание сочинений в 5 томах. СПб., 2000. Т. 5.
Ортега-и-Гассет
Х. Восстание масс // Эстетика. Философия
культуры. М., 1991.
Тема 3. Массовое общество и
культуриндустрия (семинар)
Ключевые понятия в работах критиков массовой культуры. Культура «толпы», «общество масс», «тирания большинства» и «демократия».
Массовое общество и культура в работах представителей «Франкфуртской школы»: «культуриндустрия». Обсуждение текстов.
Литература к занятию:
Хоркхаймер М., Адорно Т. Культуриндустрия.Просвещение как обман масс // Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.-СПб., 1997.
Тема 4. Семиотический подход к изучению
массовой культуры
Семиотический
подход: как «читать» вербальные и визуальные тексты массовой культуры? Понятие
идеологии.
Способы
изучения феноменов массовой культуры в работах Р.Барта.
Понятие «мифа» и «мифологии».
Литература к занятию:
Эко У. Отсутствующая структура: введение
в семиологию. М., 1998.
Социология массовой
литературы. Тривиальная литература и рынок. Назначение и характерные черты
популярной литературы.
«Формульные жанры» в массовой культуре. Концепция Дж. Кавелти. Роль формулы и клише для построения текста.
Литература к занятию:
Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Массовая литература как социальный феномен
Кавелти Дж. Изучение
литературных формул // Новое литературное обозрение. №22. 1996. С.33-65
Тема 6. Трансформация массового
произведения в культурных контекстах (семинар)
Конвенции и инновации в формулах массовых текстов: романы Яна Флеминга и экранизации «Бондов».
Специфика
российской массовой литературы 2000-х гг. Культурные особенности «мужских» и
«женских» романов. Феномен иронического детектива, ретро-детектива.
Литература к занятию:
Флеминг Ян. Из России с любовью.
Дубин Б. Испытание на состоятельность: к
социологической поэтике русского романа-боевика // Новое литературное
обозрение. №22. 1996.
Дубин Б.В. Массовая словесность, национальная культура и
формирование литературы как социального института // Популярная литература: Опыт культурного
мифотворчества в Америке и в России / Под ред. Т.Д. Венедиктовой. М., 2003.
Тема 7. «Cultural Studies»: исследования массовой культуры
«Cultural Studies» как направление
исследований массовой культуры. Проблема репрезентации и активность читателя. Гендерные исследования; постколониальные
штудии.
«Cultural Studies» и неомарксизм
- в 1980-е и 90-е гг. «Теория артикуляции» и «борьба за значение».
Литература к занятию:
Cultural Studies // A Dictionary of
Cultural and Critical Theory / Ed. M.Payne. 1996. P.
124-128.
Storey J. Cultural Studies and the Study of Popular
Culture. Theories and Methods.
Тема 8. Репрезентация героев в текстах массовой
культуры (семинар)
Способы репрезентации «другого» в массовых журналах, ТВ, кино. Язык описания «другой» культуры.
«Герои», «злодеи», «женщины», «меньшинства» в фильмах о Бонде. «Ориентальный» взгляд; преставление другой культуры.
Мультикультурная дидактика в массовом кино 1980-2000-х гг.
Литература к занятию:
Зверева Г.И. «Работа для мужчин?:
Чеченская война в массовом кино России // Неприкосновенный запас. №6/26. 2002.
Тема 9. Массовая культура в эпоху
постмодерна и информационного общества.
Концепция общества зрелищ и потребления Ги Дебора.
«Общество массового потребления». Критика современной культуры в работах Ж.Бодрийяра.
Трансформации
массовой культуры в 1970-2000-х гг. в условиях информационного общества.
Литература к занятию:
Бодрийяр Ж. В тени
молчаливого большинства. Екатеринбург, 2000.
Бодрийяр Ж. Символический
обмен и смерть. М., 2000.
Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.
Массовая
культура: современные западные исследования / Пер. с
англ. Отв.ред. и предисл.
В.В. Зверевой. Послесл. В.А. Подороги.
М., 2003.
Тема 10. Способы изучения рекламы
Социокультурные функции рекламы в обществе потребления .
Порождение культурного значения, формирование культурной нормы.
Риторика
потребления и соблазна, свободы, времени-для-себя,
самореализации.
Литература к занятию:
Бодрийяр Ж. Реклама // Система вещей. М., 1995.
Стр. 135-168.
Тема 11. Риторика рекламного образа
(семинар)
Вербальная, визуальная структура рекламного текста. Языки рекламы.
Разбор
телевизионных рекламных роликов: образы, мифы, значения. Гендерный
анализ рекламы.
Литература к занятию:
Барт Р. Пеномоющие
средства. Операция «Астра». «Глубинная» реклама // Мифологии. М., 1996
Левинсон А. Заметки по социологии и
антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. №22. 1996.
Тема 12. Анализ нарратива: истории о «звездах»
Метод дискурсного анализа. Какие истории рассказывают тексты масс-культуры?
Литература к занятию:
Серио П. Как читают тексты во Франции //
Квадратура смысла. М., 1999.
Дебор Ги.
Комментарии к Обществу спектакля // Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.
Гэд Т. 4D Брэндинг. СПб., 2000.
Тема 13. Изучение историй потребления
(семинар)
Исследования потребления в культуре: массовое потребление и медиа. Феномен моды. Значение шопинга.
Культура глянцевых журналов: продвижение образов и стилей жизни.
Литература к занятию:
Зиммель Г. Мода // Зиммель
Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996.
Десмонд Дж., МакДонах П. и др. Контркультура и потребительское
общество // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005.
Тема 14. Изучение культурных практик: феномен спортивных шоу
Подходы к анализу культурных практик на примере спорта. Профессиональный спорт в эпоху модерна и постмодерна.
Спорт как зрелище: правила шоу. Какие истории рассказывает спорт? Кому он адресован, почему востребован, на какие социокультурные запросы отвечает?
Литература к занятию:
Айзенберг К. Спортсмен // Логос №3, 2006.
Зверева В. Телевизионный спорт // Логос №3, 2006.
Дубин Б.В. Спорт, культ и культура тела
в современном обществе // Дубин Б.В.
Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной
культуры. М., 2004
Тема 15. Культура глобального туризма
Массовая мобильность и изменение представлений о мире. Глобальный, массовый, индивидуальный туризм.
«Производство мест», страна как зрелище. Трансформация «мест» под влиянием технологий их репрезентации. Глобальный туризм в медиа.
Литература к занятию:
Урри
Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные
исследования. М., 2005.
Тема 16-17. Круглый стол: представление исследовательских проектов
Экзамен
Основная
литература:
Массовая
культура. Учебное пособие / К.З. Акопян и др.
М., 2004
Барт Р. Избранные работы. Семиотика.
Поэтика. М., 1994.
Барт Р. Мифологии. М.,1996.
Барт Р. Система моды. Статьи по
семиотике культуры. М., 2003.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его
технической воспроизводимости. М., 1996.
Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.,
2000.
Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.
Бочарова О. Формула женского счастья. Заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение.
№22. 1996.
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.,
2002.
Ваганов А.Г. Краткая феноменология
Всемирной Паутины // Общество и книга: от Гутенберга
до Интернета. М., 2000.
Вайнштейн О. Мужчина моей мечты – этюды
по истории тела // Иностранная литература. №6, 2003.
Вайнштейн О. Розовый роман как машина
желаний // Новое литературное обозрение. №22. 1996.
Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003.
Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия
обмана. М., 2002
Вулф Н. Миф о красоте // Иностранная литература. 1993. №3.
Гэд Т. 4D Брэндинг. СПб., 2000.
Дебор Ги. Общество
спектакля. М., 2000.
Дубин Б. Испытание на состоятельность: к
социологической поэтике русского романа-боевика // Новое литературное обозрение.
№22. 1996.
Дубин Б.В. Массовая словесность, национальная культура и
формирование литературы как социального института // Популярная литература: Опыт культурного
мифотворчества в Америке и в России / Под ред. Т.Д. Венедиктовой. М., 2003.
Дубин Б.В. Слово – письмо – литература:
Очерки по социологии современной культуры. М., 2001.
Жижек С. Возвышенный объект идеологии.
М., 1999.
Зверев А.М. Что такое «массовая литература»?
// Лики массовой литературы США. М., 1991.
Зверева В.В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. №4. М., 2003.
Зверева В.В. Специализированные тела в
массовой культуре: бодибилдинг // Синий диван. Вып.
2. М., 2003
Зверева Г.И. «Работа для мужчин?:
Чеченская война в массовом кино России // Неприкосновенный запас. №6/26. 2002.
Зенкин С.Н. Массовая культура – материал
для художественного творчества: к проблеме текста в тексте // Популярная
литература: Опыт культурного мифотворчества в Америке и в России / Под ред. Т.Д. Венедиктовой. М.,
2003.
Зенкин С.Н. Феноменология тела. Политика
театра // Мифологии. М.,1996.
Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997.
Кавелти Дж.Г. Изучение
литературных формул // Новое литературное обозрение. №22. 1996. С.33-65.
Кастельс М. Информационная эпоха.
Экономика, общество и культура. М., 2000.
Квадратура
смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 14-34.
Конец СМИ? Отечественные записки. №4. М., 2003.
Лакассен Ф. Сравнительный анализ архетипов
популярной литературы и комикса // Новое литературное обозрение. №22. 1996.
Левинсон А. Заметки по социологии и
антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. №22. 1996.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.
Массовая
культура: современные западные исследования / Пер. с
англ. Отв.ред. и предисл.
В.В. Зверевой. Послесл. В.А. Подороги.
М., 2003.
Московичи С. Век толп. Исторический
трактат по психологии масс. М., 1998.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в
современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000.
Новое
литературное обозрение. №22: Другие литературы. 1996.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика.
Философия культуры. М., 1991.
Популярная
литература: Опыт культурного мифотворчества в Америке и в России / Под ред. Т.Д. Венедиктовой. М.,
2003.
Психология
масс. Хрестоматия. Самара, 1998.
Рашкофф Д. Медиавирус.
Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.
Серио П. Как читают тексты во Франции //
Квадратура смысла. М., 1999.
Теплиц К.Т. Все для всех. Массовая
культура и современный человек. М., 1996.
Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 2000.
Уорнер У. Живые и мертвые. М.-Спб., 2000.
Фантастическое
кино. Эпизод первый / Под ред. Н. Самутиной.
М., 2006.
Философия
эпохи постмодерна. Минск, 1996.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М.,
2003.
Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика
просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997.
Baudrilliard J. Simulations.
N.Y., 1983.
Goffman E. Gender Advertisements. L., 1976.
Living in the
Information Age.
A New Media Reader/ Ed. E.P.Bucy.
Postmodernism for
Beginners. Icon books, 1995.
Shohat E., Stam R. Unthinking Eurocentrism. Multiculturalism
and the Media. L., N.Y., 1994.
Storey J. Cultural Studies and the Study of Popular
Culture. Theories and Methods.
Soundbite Culture. The
Death of Discourse in a Wired World/ Ed. D. Slayden,
P.K. Whillock. Sage Publications, 1999.
Дополнительная
литература:
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.
М., 1974.
Антология
исследований культуры. Т.1. Спб., 1997. Гл.: Методы
интерпретации культуры.
Базен А. Что такое
кино? М., 1972.
Бодрийяр Ж. Америка. Спб.,
2000.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.,
2000.
Васильева Л.А. Делаем новости! М., 2002
Горшев И. Образ женщины в рекламе // Женщина, гендер, культура. М., 1999. (См. библиографию).
Ерофеев В.В. К вопросу об истории и
поэтике комикса // Лики массовой литературы США. М., 1991.
Зверева В.В. Рестлинг
как зрелище // Неприкосновенный запас №6/20. М., 2002.
Зверева Г.И. Дискурс войны в популярной
литературе современной России // Популярная литература: Опыт культурного
мифотворчества в Америке и в России / Под ред. Т.Д. Венедиктовой. М., 2003.
Зиммель Г. Мода // Избранное. Т.2. Созерцание
жизни. М., 1996.
Козловски П.
Культура постмодерна. М., 1997.
Коркюф Ф. Новые социологии. М., СПб., 2002.
Лакан Ж Телевидение. М., 2000.
Левинсон А. Женщина как цель и как
средство в отечественной рекламе // Женщина и визуальные знаки. М., 2000
Лики массовой
литературы США. М., 1991.
Лотман Ю.М. О содержании и структуре
понятия «художественная литература»// Проблемы поэтики и истории литературы.
Саранск, 1973.
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.
Мерло-Понти М. Кино и новая психология //
Киноведческие записки. № 16. 1992.
Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.
Общество и
книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000.
Приемы рекламы
и Public Relations.
Спб., 1999.
Разлогов К.Э. и др. Дар или проклятие? Проблемы
массовой культуры. М., 1994.
Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия
сегодня // Неприкосновенный запас №6/20. М., 2002.
Смирнов И.П. Порождение интертекста. СПб., 1995.
Строение
фильма. М., 1985.
Туркина О. Пип-шоу (идиоадаптация образа
женщины в российской рекламе) // Женщина и визуальные знаки. М., 2000
Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные
новости России. М., 2002
Эко У. Отсутствующая структура. М.,
1998.
Юрчак А. По следам женского образа // Женщина
и визуальные знаки. М., 2000
Ямпольский М. Память Тиресия. М., 1996.
Barker M.
Comics: ideology, power and the critics.
Baudrillard J. The Perfect Crime. L., N.Y., 1996.
Cawelty J.G. Adventure, Mystery and Romance. Chicago, 1976.
Deleuze
G. Cinema. Vol.1. The
Movement-Image. Vol. 2. The Time-Image.
Fiske J. British Cultural Studies and
Television // What is Cultural Studies? A Reader. L., 1996.
Giddens A. Modernity and Self-identity.
Off-Centre. Feminism and
Cultural Studies. Ed. S.Franklin, C.Lury. L., N.Y., 1991.
Sontag S. On Photography.
N.Y., 1990.
Tapscott D. Growing up Digital. The Rise of the
Net Generation. 1998.
Theorising Multiculturalism. Ed. C. Willett. Oxf., 1998.
Vestergaard T., Schroeder K. The Language of Advertising. Oxf., 1985.
Справочная
литература:
Культурология XX век. Энциклопедия. Т.1-2. Спб., 1998.
Dictionary of
Cultural and Critical Theory/ Ed. M.Payne. Oxf., 1996.
The