Черных А.
Мир современных медиа. М., 2007. – Введение. Массовые коммуникации в
современном обществе. С. 9-20.
ВВЕДЕНИЕ
МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Массовая коммуникация — относительно
новый исследовательский феномен. По словам Денниса Маккуэйла, одного из
виднейших представителей современной коммуникативистики,
профессора Амстердамского университета [McQuail D.,
2003], сам термин «массовая коммуникация» возник в конце 30-х гг. XX века, что свидетельствовало о появлении нового
предмета на поле современной науки
(вспомним строчки Стефана Георге: «не быть вещам, где слова нет»).
1. ТЕРМИНОЛОГИЯ (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)
Трудности изучения
феномена массовой коммуникации связаны прежде всего с его поистине
всеобъемлющим характером, проникновением практически во все поры современного
общества, ролью и влиянием, подчас
имплицитным, скрытым, которое массовая коммуникация
оказывает на человека и общество в целом. Процесс этот стал еще важнее и сложнее со стремительным
распространением электронных СМИ.
Приступая к анализу
любой проблемы, необходимо по возможности четко очертить смысловое поле исследования, принять
некие рабочие определения изучаемого феномена. В нашем случае это особенно важно в силу
чрезвычайной смысловой перегруженности понятия массовой коммуникации.
Сложность строгого
употребления понятия «массовая коммуникация» связана прежде всего с
множеством коннотаций, которыми нагружен каждый из составляющих его терминов. Так, даже
термин «коммуникация»
до сих пор не имеет согласованного определения, хотя все больше сторонников находит предложенная
руководителем Анненбергской
школы изучения СМИ (Annenberg School) при Пенсильванском
университете (США) профессором Джоном Гербнером (Gerbner) дефиниция «социальная интеракция через сообщение». Тем не менее
существует некое единство в понимании самого явления, позволяющее предложить общие характеристики рассматриваемого феномена и дать его рабочее
определение.
«Media» (мн.ч. от лат. medium— посредник)
как понятие возникает в английском языке с XVI в., в XVII в.
используется, в языке философии, а с XVIII в.
начинает применяться к исторически первому средству массовой коммуникации —газетам. С середины XIX в. понятие «media» начинает употребляться в его современном смысле — как распространение сообщений с помощью особых
технических средств
связи (почта, телеграф). Для обозначения газеты как рекламного
посредника применяется с начала XX в., с возникновением и развитием радио (20-е гг.) и телевидения
(40-е гг.) это понятие переносится и на них, но уже со значением mass-media [Williams R., 1976-
P. 169-170].
Communication (от лат. communicate—делать
общим, связывать) существует в английском языке с XV в. для обозначения общего процесса сообщений или
передачи чего-либо, в XVII в.
возникает его новое употребление, описывающее
физические способы сообщения как линии коммуникации—дороги, каналы,
позже —железные дороги, т. е. в значении
транспортировки, перемещения людей и
товаров.
Впервые понятие
«коммуникация» в современном значении употребил один из виднейших представителей Чикагской
школы, Чарльз Кули, в 1909 г.: в статье «The Significance of Communication» он назвал
коммуникацию средством актуализации «органически целого мира
человеческой мысли» [Cooley
Ch.H., 1953]. В
качестве средств организации общения, характерных для начала XX в., он называет
газеты, почту, телеграф, железные дороги и образование.
Позже,
с развитием новых способов передачи социальной информации эти два понятия
объединяются для обозначения прессы и
вещания [Williams R., 1976. Р. 62-63]. Если коммуникация — это механизм (со)общения,
процесс взаимодействия, то информация—содержательная сторона сообщения, передаваемого в процессе коммуникации. (В межличностной коммуникации этот
процесс осуществляется в ходе
общения, «единицей» которого является беседа двух людей.)
Ныне под масс-медиа
(mass media)
понимают средства массовой информации (СМИ),
а массовая коммуникация трактуется как процесс передачи информации одновременно группе людей с помощью специальных технических средств.
2. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА ПЕРЕДАЧИ (ТРАНСЛЯЦИИ) ИНФОРМАЦИИ
Технологические и
технические аспекты развития новых систем коммуникации,
бурно протекавшие с начала XX в.,
потребовали новых подходов к информации.
Ответом на этот запрос явилась созданная К. Э. Шенноном в 40-е гг. XX в. теория, изложенная в книге 1948 г. «Математическая
теория коммуникации» (написанной в соавторстве с В.Уивером)
[Shannon C, Weaver W.,
1949]. Под информацией Шеннон предложил
понимать не любые сообщения, но лишь
те, что уменьшают у ее потребителя неопределенность.
Математическая теория
Шеннона имела целью отыскать зависимости, позволяющие передать информацию, т. е.
осуществить коммуникацию,
между полюсами технической системы. В основе идей Шеннона лежали разработки русского математика
А. Маркова («цепи
Маркова»), работы американца Р.Хартли, предложившего первое точное измерение информации
через передачу символов (понятие bit—binary
digit —букв.: двойная цифра) и
язык бинарной оппозиции, легший в основу
машинной обработки информации.
Процесс массовой
коммуникации может быть представлен в виде схемы,
получивший название цепи Шеннона (Shannon chain), или трансмиссионной модели передачи информации:
•
источник информации, производящий сообщение (в данном слу
чае—речь по
телефону);
•
передатчик или
кодировщик, преобразующий сообщение в сиг
налы, поддающиеся передаче (трансформация
звуков человече
ской речи в электрический сигнал);
•
канал как
средство передачи сигнала (телефонный кабель);
•
декодер win ресивер,
реконструирующий сообщение из сигнала;
•
приемник—персона
или аппарат, получающий сообщение.
Эта линейная цепочка
Шеннона лежит в основе всех современных теорий, связанных с передачей информации. (Иной тип
передачи и распространения информации —
сетевой — демонстрирует Интернет.)
Модель Шеннона была
перенесена и в социальные науки, где использование понятия информации вело к значительному
приращению знания. Трансмиссионная модель, дополненная положениями теории
систем Л. фон Берталанфи и идеями Н. Винера, стала
основой разработки
анализа функционирования массовой коммуникации в политике. Политическая жизнь общества
рассматривалась как
система поведения, формируемая социальным окружением и открытая для воздействия
извне, т.е. система воздействия и результата,
или входа (input) и выхода (output), отклики
которой зависят от скорости и точности, с которой информация воспринимается и распространяется.
Одним из первых в
начале 50-х гг. применил теорию информации
к анализу международных отношений американский политолог Карл Дейч, («Nationalism and social communication», 1953), несколько позже другой
американец, Дэвид Истон, в работе «А Framework of Political Analysis» (1965) использовал обращение информации в качестве исследовательского орудия
компаративного изучения политических
систем. Интересен исследовательский проект
француза Абрахама Моля, посвященный изучению экологии коммуникаций, в котором он стремился
объединить математическую теорию
информации с кибернетическим подходом Н. Винера (работа «Социодинамика культуры»,
вышедшая в русском переводе в 1973 г.).
Несмотря на
различные и даже радикально противоположные интерпретации процесса массовой
коммуникации, эта модель до сих пор остается базовой для всей современной коммуникативи-стики - от функционального анализа эффектов массовой коммуникации до структурной лингвистики и теории речевых
актов.
Термин «массовый»
означает большой объем, область или степень распространения (людей или, например,
производства), а понятие
«коммуникация» относится к созданию и восприятию смыслового сообщения, к передаче и
получению сообщений. Правда, обычное использование понятия «коммуникации» для
обозначения
процесса передачи (информации), как правило, предполагает
прежде всего
отправителя сообщения, т.е. сужает реальное содержание явления, тогда как
более полное понимание включает представления об отклике, участии и
взаимодействии.
По мнению английского социолога Тони Беннета [Bennett Т.,
1982], новые медиа, ассоциируемые в особенности с историей XIX и XX вв., —
пресса, радио и телевидение, индустрия кино и звукозаписи, традиционно объединялись под заголовком «масс-медиа»
и их изучение развивалось как
составная часть социологии массовых коммуникаций. Эта унаследованная от
прошлого лексика выполняет полезную
описательную функцию: мы понимает, о чем говорят, когда используют эти термины. Однако в научном плане использование
этого понятия происходит скорее в силу привычки, как удобный способ для обозначения области исследования, но отнюдь не
как средство определения того, как эта область должна изучаться, или
установления предположений, из которых должно исходить исследование.
В 40-60-е гг. XX в., т. е. практически с момента возникновения самого концепта, обнаруживается тенденция
группировать медиа под разными
названиями. Так, Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер создали словочетание
«индустрия культуры» для обозначения коллективных действий под влиянием медиа; Луи Альтюссер,
объединив медиа с семьей, церковью и системой образования, обозначил этот
конгломерат как «идеологические государственные аппараты». По
мнению Т. Беннета, здесь мы сталкиваемся не только с
проблемой терминологии: эти лексические сдвиги отражали развитие «новых подходов к изучению медиа, в рамках которых связь
между медиа-процессами
и более широкими социальными и политическими отношениями истолковывается на языке, который существенно отличается от языка, воплощенного в подходах более
традиционной социологии массовых
коммуникаций» [Ibid. P. 32].
Процесс массовой
коммуникации не есть синоним «масс-медиа» (хотя в обыденном языке распространено
именно такое употребление понятий). (В последнее время в России все шире употребляется термин «mass-media» чаще всего в буквально
калькированном виде — масс-медиа для обозначения
СМИ. Видимо, в этом проявляется стремление забыть о
недавнем периоде существования средств массовой информации и пропаганды —
СМИП).
Масс-медиа— обозначение
организованных технологий, обеспечивающих возможность массовой коммуникации,
но эти же технологии
могут быть использованы в личных, частных или организационных целях. Те же медиа, что
доносят общедоступные сообщения широкой
публике, могут транслировать личные объявления, пропагандистские сообщения, просьбы о милосердии, рекламу и огромное множество другой информации. Этот момент, как подчеркивает Д.Маккуэйл, особенно важен в период конвергенции коммуникационных
технологий, когда границы между публичной и
частной, широкомасштабной и индивидуальной коммуникационными сетями становятся все менее заметными и
значимыми (см. далее об Интернете—А.
Ч.) [McQuail D., 2003. Р. 11].
По мнению Маккуэйла, представление о массовом (и гомогенном) характере аудитории
массовой коммуникации весьма далеко от
реальности, а в результате появления новых технологий и новых способов их применения происходит и увеличение
разнообразия технологически
опосредованных коммуникационных взаимосвязей.
Трудно не
согласиться с ним, когда он утверждает, что «массовая коммуникация с самого начала
была скорее идеей, чем реальностью. Термин обозначает условия и процесс,
которые теоретически возможны, но редко
обнаруживаются в чистом виде» [Ibid.], представляя собой то, что Макс Вебер называл
идеальным типом,— понятие, которое
подчеркивает ключевые элементы эмпирической реальности. Там же, где массовая коммуникация
существует в действительности, она, как считает Маккуэйл,
оказывается «менее массовой, менее
технологически детерминированной, чем представляется на первый взгляд» [Ibid.
P. 12].
Традиционно выделяют
следующие основные характеристики массовой коммуникации, которые являются
переносом на изучение
этого социального процесса технико-математической цепочки Шеннона.
•
Канал, по
которому передается информация в процессе массовой коммуникации, представляет собой
сложные технологические системы производства и распространения сообщений.
•
Отправитель сообщений всегда представляет собой организованную группу (или ее часть),
являясь представителем социального института, который в качестве своей основной функции
выполняет задачи,
зачастую отличные от собственно коммуникационных. Любая медийная
структура располагает систематической организацией
и подчиняется нормам социального регулирования
процесса производства и распространения информации, характерным для данного
общества.
•
Информация (сообщения),
передаваемая отправителем по определенному каналу, является результатом массового
производства (весьма
сложно структурированного).
Хотя принимающей
стороной является индивид, но он, как правило, рассматривается как часть группы
с присущими ей чертами. Иными словами,
процесс массовой коммуникации — распространение сообщений на относительно большую аудиторию,
состоящую из анонимных реципиентов, которые сами выбирают, принимать
сообщение или отказаться от его принятия.
3. технологии —
базовые характеристики масс-медиа
Огромное значение
для понимания современных медиа имеет технологический
компонент, т.е. канал распространения сообщений. Именно это обстоятельство выразил в своем
знаменитом слогане «Media is a message» («Средство сообщения
есть сообщение») Маршал Маклюэн [McLuhan M.
Media is a message. 1967], связывавший этапы развития человечества с изменениями в сфере
передачи информации.
Обычно историю масс-медиа ведут от появления газет современного типа в середине XVII в., которые возникли на основе новой технологии —
книгопечатания, изобретенной Иоганном Гутенбергом.
Аудиовизуальные формы СМИ возникли в конце XIX в. также на основе
грандиозных технических инноваций. Именно техническое развитие, в конечном счете, приводило к
расширению влияния масс-медиа и к изменению их социальной функции.
Технологический
характер современных СМИ, позволяющий выпускать и тиражировать информационный продукт в
гигантских масштабах,
обусловливает их производственную специфику, позволяющую уподоблять эту
деятельность массовому производству. Удивительно, как пишет
современный английский исследователь Д. Баррат, насколько производство телевизионных программ или современной газеты напоминает производство
холодильников: и здесь налицо
разделение труда, сложнейшая организационная структура и огромные инвестиции [Barrat D., 1994. Р.15].
Кроме того, потребители СМИ, так же
как потребители промышленных товаров,
должны выбирать из предложений, имеющихся на рынке; как на любом рынке,
потребители информационного продукта имеют очень мало реальных возможностей
контролировать или проверять качество предлагаемого
им товара.
Особенностью
большинства современных медиа является односторонний поток информации: относительно небольшая группа работников СМИ выпускает
информационный продукт, потребляемый всем обществом. Эта однонаправленность
информационного потока
обусловлена линейным характером традиционных технологий передачи информации, следствием
которых является фактическая разорванность массовой
коммуникации (информация создается на
одном конце цепи, а потребляется на другом), реальная обратная связь (feedback) между этими полюсами практически отсутствует.
Разорванность массовой коммуникации порождает
массу проблем, связанных
как с отсутствием реального контроля со стороны общества над производством
информации, так и с подчас неожиданным для создателей её восприятием их продукта аудиторией.
Именно развитие новых технологий, прежде всего Интернета,
ведет к размыванию традиционно разорванной массовой коммуникации. В рамках
интерактивных сетевых медиа информационный
поток регулируется не только и даже не столько производителями, но и непосредственно потребителями, когда
обратная связь с ними и каждого из
них друг с другом оказывается новым регулятором процесса создания и
распространения информации. Возникновение неорганизованных создателей
информации — блоггеров — вообще меняет информационный ландшафт.
Здесь, правда,
возникает масса вопросов. Прежде всего что такое сетевое СМИ? Ведь не всякое
сообщение в Интернете есть сообщение СМИ. Существует ли специфический жанр сообщений сетевых СМИ? Я попытаюсь предложить
ответы на некоторые из них, естественно, предварительные, в завершающем разделе книге.
4. СМИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
История развития масс-медиа— это не только история
технических инноваций,
ибо их становление связано и с грандиозными социальными инновациями.
СМИ, или масс-медиа,
представляют собой относительно новый социальный институт, функция которого заключается в
производстве и
распространении знаний в самом широком смысле слова. Так, одно из наиболее часто
цитируемых определений, принадлежащих М.Яновицу, гласит: «Массовая
коммуникация охватывает институты и
технику, с помощью которых специализированные группы используют технологические
средства (прессу, радио, кино и т.д.) для
распространения символического содержания на большие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории» (Janowitz M., 1968. Р. 52]. По мнению Джона Томпсона,
«массовая коммуникация представляет собой институционализированное производство и массовое распространение символических материалов
посредством передачи и накопления информации» [TompsonJ.В., 1990.
P. 219].
Общие
характеристики СМИ как социального института даны в работах Д. Баррата [Barrat D.,
1986], О. Бойда-Барреля и П. Брема [Boyd-Barrel О., Braham P. P., 1987].
Представляется, что наиболее значимые характеристики
этого сравнительно нового института таковы:
1) Как и большинство современных институтов,
масс-медиа представляют собой
институционально-организационное единство, совмещая характеристики института и
их организационное оформление;
2)
выполняют особую, только ему присущую функцию создания информационного
аналога общества путем создания определенной картины мира, а также освещения функционирования
других социальных
институтов;
3)
выступая как рупор общественного мнения, институт массовой коммуникации в силу своего мобилизационного
потенциала — способности воздействовать на большие группы людей — играет особую роль в современном политическом процессе.
Этапы развития масс-медиа теснейшим образом связаны с изменениями социума.
Так, возникновение первых газет1 в XVIII в.
самым непосредственным образом связано с
выходом на политическую арену нового класса — буржуазии, для которой
они стали средством реализации
экономических, политических и культурных целей (именно тогда возникает
метафора «четвертая власть», фиксирующая их огромное
значение в обществе, авторство которой приписывается как английскому романисту Г. Филдингу, так и
политическому философу Э.Бёрку). Впоследствии СМИ стали едва ли не основным инструментом экономических и политических
взаимодействий и конфликтов, необходимой предпосылкой становления
либеральной экономики и конституционной
демократии, так же, впрочем, как и бюрократических экономик, авторитарных и
тоталитарных политических режимов.
Развитие СМИ шло в ногу с прогрессом в социальной и культурной организации. Урбанизация, подъем жизненных стандартов и увеличение свободного
времени, становление современной
бюрократии и другие глобальные социокультурные
процессы были бы невозможны в
отсутствие масс-медиа, которые являются не только одним из символов современного
мира, но и весьма активным
катализатором всех общественных изменений.
Поэтому история
исследований медиа — хороший информационный повод проследить становление
предмета изучения и те изменения в теоретических подходах к его рассмотрению, которые, собственно, и составляют основу
понимания этой сложной материи.
1 Слово происходит от итальянского gazetta —так в Венеции в XVI в. называли мелкую
монету, за которую можно было купить листок с вестями.